| |
В течение всего
20-го века на пути развития педагогики стояла система Монтессори
По-видимому консервативные хранители традиционной педагогики заволновались, когда система
МИР показала по телевидению всему миру читающих младенцев, которые уже в
возрасте до 1
года читали текст и показывали пальчиком на новые слова, и делали это правильно.
После появления голоса
такой ребенок уже вслух читал всё подряд: вывески на улицах, заголовки и даже текст в газете!
Понимая, что сохранить все по прежнему не удастся, "традиционная" система
образования стала искать другие, более скрытые пути сохранения прежних
сроков обучения и методики "консервирования" способностей детей. Была
предпринята масштабная попытка подложить россиянам устаревшие, когда-то,
многие десятки лет том назад известные и ничего существенного не давшие
на Западе педагогические методики. Сотнями тысяч вдруг начали издаваться
книги которым было по 40, 50 и более лет! Всё это без зазрения совести,
выдается за "суперметодики" раннего развития.
Так обнаружилось, что на пути к развитию одаренности ребенка стояли не
только "традиционные" и "консервативные" педагогические направления, но
и те, которые еще недавно а западной педагогике считались новыми и
революционными. Речь идет о педагогических методах Монтессори, Домана и
других. На самом деле этим методикам, соответственно, более 100 и почти
50 лет и они основаны на положениях, совершенно недопустимых с позиций
системы МИР. Кроме того, как можно легко увидеть, они содержат множество психологических,
педагогических, дидактических ошибок.
Родителям и творческим педагогам важно самим убедиться, что же на
самом деле пытаются подкладывать в качестве "новых", супердорогих
методик коммерческие издательства и некоторые
"консультанты" на сайтах в Интернет?
Внимательно почитаем, о чем же пишут эти авторы в широко
рекламируемых книгах? Давайте дадим возможность им самим, авторам этих
методов, высказаться по существу. Пусть "консультанты" рекламисты пока
помолчат: пусть сами авторы, своими словами раскроют сущность своих
рекомендаций.
Вот что пишет Мария Монтессори в книге, изданной за год до её
смерти: "Ребенок до 3-х лет
характеризуется таким типом
ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии.
Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно",
- цитируется по итоговой книге:
М. Монтессори "Помоги мне это сделать самому.
Разум ребенка. Стадии роста. М., 2001
(1951), стр. 94.
Таким образом, самый известный и "продвинутый" европейский педагог
первой половины XX века, Мария Монтессори
(1870-1952 г) категорически отрицала раннее развитие. Она не знала и не использовала те
возможности развития и обучения ребенка в раннем возрасте, которые были
открыты к началу 90-х
Тюленевым в России. Напоминаем, что
"Дома ребенка" были открыты при участии М. Монтессори в конце 19 века.
Таким образом, даже после 50 лет
педагогической деятельности, находясь в гуще событий "железная Мария" осталась
убеждена в бесполезности обучения до 3-х лет. И вот теперь в России
всячески рекламируется этот метод. Доказательством твердости
именно таких - против раннего развития - убеждений этого, действительно великого педагога, является
и то, что она отдала в приют своего новорожденного ребенка с самого
рождения.
Не догадывались за сто лет о возможности раннего развития и выступали
против обучения до 3-х лет и её
последователи во всех странах, в том числе в Москве. Например, об этом
свидетельствуют статьи руководителя "центра Монтессори в Москве" К. Сумнительного). Публикации, книги, статьи
и доклады последователей Монтессори даже до 1999 года доказывают, что в течение всего
XX века они, согласно учения М. Монтессори,
убеждали всех в невозможности заниматься в раннем возрасте и запрещали принимать в свои детские сады и обучать детей до 3-х - более ста лет(!), - до самого появления книг и
сайтов "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить". Во всем
мире
в "новаторских центрах Монтессори" целых сто лет, до 2001 -
2002 года было запрещено принимать детей до исполнения 3-х лет!
Так что очевидно: появление нынешних "центров Монтессори для
детей до 3-х лет" - это отказ от основных представлений самой Марии
Монтессори. Легко доказать, что занятия в группах Монтессори до 3-х лет
- это не только дезинформация родителей, но и явное
нарушение авторских прав других, более прогрессивных педагогов,
боровшихся, так сказать, с "реакционным монтессорианством".
Но главное заключается в том, что за сто лет хорошо известно:
по сути, эта методика -
весьма надежный путь затормозить творческое, креативное развитие
ребенка. Невозможно отрицать того факта, что Монтессори работала "на
заказ": её несколько десятков "Домов ребенка" профинансировали
фабриканты для того, чтобы получить не творческих, креативных граждан, а
квалифицированных рабочих из "проблемных детей", но не более того. Это
наложило отпечаток на всю систему. Например, игры и творчество
принципиально запрещены
во всех центрах Марии Монтессори. Так, еще в 2000 году лидеры, руководители
"Монтессори - центров", например, в Москве, с гордостью
заявляли: "Слово игра у нас запрещено! Мы признаем только слово
"работа" - это можно найти во всех
тогдашних публикациях.
На самом деле всё может оказаться опасней:
коэффициент интеллектуальности в России стремительно снижается.
По-видимому, те, кто реанимировал, финансирует и поддерживает через 100
лет это движение сознательно и за гранты из специальных фондов взяли курс на подготовку квалифицированных и добросовестных рабочих
из тех, кого они считают аборигенами. Как можно делать всеобщей
методику, которая изначально позиционировалась как методика для
умственно отсталых детей? До этого нигде, ни в Италии, ни в других
странах почему-то не "додумались". Настойчивое распространение через 100
лет после возникновения устаревшей педагогических рекомендаций неизбежно
отбросит Вас назад. Это доказывают, что, по-видимому, именно методу
Монтессори отведено главное место в программе превращения свободной
России в страну рабов и резерваций.
Но наши родители теперь могут сами выбрать методику.
Как показали результаты, при правильном, оптимальном развитии
ребенка по системе МИР в возрасте до 3-х лет уже можно завершить эту
самую "программу Монтессори", которая была столетие тому назад
рассчитана на период от 3-х до 8-ми лет. Соответственно меняется весь
подход к образованию.
Соответственно, совершенно ненужными оказались для оптимального
развития детей многочисленные, дорогостоящие пособия и материалы,
многозатратные детские сады и центры Монтессори.
Смешными и нелепыми
выглядят усилия некоторых "консультантов по раннему развитию", которые
стремятся подкинуть родителям методику
автора, который или которая отрицала даже саму возможность прямого
педагогического воздействия на ребенка до 3-х лет! Это примерно тоже
самое, что "атомистика" Демокрита в современной физике. Где бы мы были
сейчас, если бы пользовались гелиоцентрической системой Птолемея?
Не менее показательными являются
ошибки Глена Домана и последователей.
Они тоже не смогли освободиться от догматов традиционного образования.
|