| |
Недостатки методики Домана,
интервью 2 с Павлом Тюленевым, автором книги "Читать -
раньше, чем ходить" и других, президентом Академии образования, социального и
экономического развития
Глен Доман, основатель The Institutes
for the Achievement of Human Potential (IAHP, Институт развития
человеческого потенциала),
разработал методику, основанную на следующих принципах, о которых мы бы
хотели получить Ваши замечания, Павел Викторович, прямо по ходу
изложения:
- самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;
Павел Тюленев: - С этом можно было бы согласиться, но с поправкой, что родители
должны знать не устаревшие, а современные, научно-обоснованные
методики. Доман утверждает, что до 6 лет ребенка невозможно научить
читать по буквам, поэтому, следуя этой "догме" Домана родитель будет
не лучшим, а худшим
преподавателем для своего малыша. Мы с дочкой Ларисой в 1988 году, а
затем и с многими родителями и детьми в России доказали, что эти
представления Домана - ошибочны. Доман предлагает
показывать малышу тысячи слов, написанных на карточках. Вряд ли
такую методику можно назвать научно обоснованной да и педагогичной,
в хорошем смысле слова.
- обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем
ребенок устанет;
Павел Тюленев:
- Это действительно почти так, но я бы сказал, что нужно не
прекращать раньше, а переключаться на другую игру, потому что
ребенок может всерьез увлечься какой-либо неблагоприятной
деятельностью. Например, начнет тарабанить по клавиатуре пишущей
машинки или компьютера. Чтобы этого не произошло, нужно отвлечь его
внимание и, незаметно подсунуть ему барабан с палочками, и
предложить поиграть в животных. Как слон ходит? Как птичка прыгает?
Как папа бегает? И т.п. В системе мы рекомендуем около 10
интегрированных игр, и пока вы все в них поиграете, ребенок уже
отдохнет от той, от которой он начал уставать. Согласитесь, трудно
себе представить, что ребенок "устанет" и будет лежать, отдыхая,
если только не подошло время сна. Он немедленно будет искать себе
какое-то другое занятие.
- не надо проверять своего ребенка;
Павел Тюленев: - С этим можно было бы согласиться, потому что назойливость
родителей приводит к отторжению ребенком занятий. Однако, любую игру
можно рассматривать как проверку, тестирование тех или иных знаний
или навыков ребенка. Мы предлагаем поиграть, а не проверять. Поэтому
предлагая играть на пишущей машинке в возрасте 1 года, мы имеем в
виду, что эта игра позволит на проверить, научился ли ребенок читать
и печатать слова, предложения и так далее.
- любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Павел Тюленев:
- С этим тоже можно согласиться, но мы против бесконечной демонстрации
карточек новых неизвестных слов ребенку, в надежде, что он это все
запомнит. Это не так. Ребенок, действительно, будет пытаться
запомнить демонстрируемые преподавателем - "доманцем" новые слова, но
это будет почти пустая трата времени и нейронов ребенка. В системе
МИР все это делается гораздо более эффективно и проще, путем
использования совсем иных пособий, нежели "биты" - с помощью
"миркарточек Тюленева".
Вот что пишут об истории возникновения методики Домана:
"Началось все в конце сороковых годов, когда несколько ученых решают
заняться совершенствованием методов лечения детей, страдающих
нарушениями мозговой деятельности. Ученые приходят к выводу, что
активное стимулирование одного из органов чувств позволяет восстановить
нарушенные функции. В частности, для ребенка, который не может ходить и
даже ползать, весьма эффективным оказывается стимулирование зрения.
Можно часто зажигать и гасить свет, показывать разноцветные предметы или
предметы различной формы, а затем для возбуждения более сложной мозговой
деятельности демонстрировать картинки с написанными на них словами. Так
в начале 60-х годов они смогли доказать, что их методика действует!
Позже методика стали применяться и к здоровым детям, что привело к
поразительным результатам. Суть методики состоит в том, что на большие
карточки пишут большими красными буквами слова (для обучения чтению),
красные точки, количество которых соответствует какой-либо цифре (для
обучения счету) или приклеивают картинку с каким-нибудь "битом знания",
(для получения энциклопедических знаний)." Что Вы, Павел
Викторович, скажете об обоснованности программ Института человеческого
потенциала Г. Домана?
Павел Тюленев: - В системе МИР мы
исходим из того, что, согласно расчетам, если рассматривать деятельность
человека с позиций теории управления, то процесс чтения, когда работают
лишь мышцы глазного яблока и мозг, должен быть гораздо проще процесса
хождения, когда кроме глаз и мозга, нужно управлять почти всеми мышцами
тела. Это настолько очевидно, что вряд ли кто будет оспаривать это
положение. Кроме того, вместо битов знаний, мы используем известное и
более емкое понятие "образ", для которого существуют математический
аппарат ("теория распознавания образов" и другие). В основу методики
"Читать - раньше, чем ходить: по буквам" положена современная
теоретическая и научная база, тогда как в основу программ Домана, судя
по приведенному выше описанию истории их возникновения положены
интуитивные представления и некоторые практические опыты.
Мы вовсе не разделяем того восторга, которым исполнены многие
материалы на сайтах в Интернете по поводу книг Домана - похоже, что
авторы не читали или не внимательно читали, просмотрели эти книги.
Поэтому вы не ставите серьёзные, принципиальные вопросы.
Главные недостатки, а вернее, грубейшие и совершенно недопустимые
ошибки Глена Домана заключаются в незнании и не использовании
современных, новейших научных данных как о физиологии мозга, так и
о работе мозга, как сложной информационной системы. Внимательно прочтите
и посудите сами.
Главная аксиома (догмат) педагогических
представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по
буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана на обучение чтению в собственном
смысле этого слова:
"Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего
ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь
смогут выучить эту букву." (Г. Доман и Джанет Доман. Дошкольное обучение
ребенка / Пер. с англ.,
- М., Аквариум, 1995. - на стр. 92 )
Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге "Гармоничное
развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345, и в других книгах:
"Несколько слов по поводу
алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот
вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что
начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и
неизвестному и лишь затем к абстрактному."
Эти представления Глена Домана
считаются весьма устаревшими. Например, в публикациях
"Читать - раньше, чем ходить", "Начальное
образование - до 4-5 лет", "Как ускорить интеллектуальное развитие
детей", " (1992, 1995, 1996 г.) я показал, что согласно новым
научным данным, ребенок вполне осваивает буквы уже в три месяца, а в
возрасте от 6 месяцев до 1 года вполне может справиться с чтением
новых слов по-настоящему, по буквам и слогам. Подобные же ошибки
содержат программы Домана и в части обучения математике и по другим
вопросам. Система раннего развития МИР охватывает и многие другие
направления, которые у Домана не затрагиваются.
|
Вот ссылки на современные методики и материалы:
|