Серия “ИНТЕЛЛЕКТИКА” В каждой семье развиваем вундеркиндов и гениев. Открытия, которые потрясли мир. Выпуск 2. Декабрь 1997 г. П.В. Тюленев Как помочь индивидуальному развитию и образованию детей? О новых методах интеллектуального развития ребенка(МИРР). Вопросы, ответы и практические рекомендации для родителей и педагогов
содержание О чем этот выпуск? 1 Что происходит с развитием и образованием? 1. «Процесс пошел ... не туда», или сущность реформ образования 2. «У нас достаточно много теорий и научных школ, тратятся большие средства на образование, и это заслуживает признания» - говорят в министерстве. 3. “Кто виноват в национальном позоре США?».О докладе конгрессу. 4. Что делать, или кто обеспечил «японское чудо»? 5. Что мешает начать развитие детей в России? О докладе Государственной Думе. 6. Родителям надо знать «в чей поезд садиться», чтобы не опоздать. 2 Что происходит в мире: акселерация или дебилизация? 1. Правда ли, что малыши начинают развиваться быстрее? 2. Возрастание числа «вундеркиндов» вызвана ростом информированности о методах интеллектуального развития. 3. “Проблема интеллектуального развития далека от своего решения” признается официальная педагогика. 4. «Проблема развития способностей решена» -- утверждают педагоги-новаторы. Выберите детский сад, школу для ваших детей или для работы. 5. Школы фактически признали, что дети способны обучаться чтению до шести лет. 2.3: Что делать родителям, чтобы снизить затраты на образование? 1. Сколько стоит высшее образование. 2. Почему растут затраты на начальное образование? 4. Не потребуются ли дополнительные затраты на воспитание? 6. Где происходит перерасход. 7. Как избежать ненужных затрат. 8. Что выигрывает семья и общество. Издательство “АПН” Тюленев П.В. Как помочь индивидуальному развитию и образованию детей? О новых методах интеллектуального развития ребенка(МИРР). Вопросы, ответы и практические рекомендации для родителей и педагогов -- С.-Пб.: 1997. 23 с. Вы мечтаете иметь способного и здорового ребенка, который будет хорошо учиться в школе, самостоятельно овладеет множеством знаний, умений и скоро разберется в том, что происходит в окружающем его мире? Для этого нужно прочесть о новых методах обучающего развития в семье: воспитание ребенка станет для вас легким, радостным и вдохновляющим занятием.. Автор рассказывает о простых, доступных всем родителям способах дающих возможность ребенку максимально быстро осваивать окружающий мир, развиваться и стать, если вы захотите, "вундеркиндом". Получающиеся результаты радуют всех: без каких - либо специальных занятий дети могут начинать читать и писать одновременно с хождением и "говорением" в возрасте уже до 2 --х -- 2,5 лет! Они развиваются и обучаются почти самостоятельно, высвободив у родителей массу времени, избавив от многих обременительных расходов. В книге впервые в мире приводятся доказательства, что именно такие возможности заложены в любом нормальном ребенке, и родителям надо знать, какая окружающая среда нужна малышу в первые недели, месяцы после рождения и как создавать развивающую обстановку в семье для детей до 10 лет? Как общаться с детьми более старшего возраста, чтобы сделать их активными, многосторонне развитыми гражданами России, способными на плодотворную деятельность? Излагаемые рекомендации значительно эффективнее, чем методики, получившие признание в США(Г.Доман), Японии (Сузуки, Масару Ибука), Германии и Франции. Книжка научит Вас понимать ребенка и школьника, поможет вам создать ему условия для самостоятельного развития. Воспитание вундеркинда --скорее норма, чем исключение, показал автор, основываясь на многочисленных примерах и практических результатах разработанного им подхода. Вы узнаете, как помочь малышу развить способности еще до года, до 2 --6 лет, поймете что нужно делать, чтобы ребенок мог в дальнейшем стать музыкальным гением, полиглотом, политиком, бизнесменом, художником... -- Человеком Развитым. Предварительные заявки и справки по телефону: (095)-419-01-06, моб.: 8-926-799-85-22 Как помочь индивидуальному развитию и образованию наших детей? Президенту и депутатам Думы: "Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее." Ж. - Э. Ренан Малоимущему: "Образование для пролетария - что свобода для раба: последняя эмансипирует тело, первое - ум". Э. Жирарден Родителям: "Образование создает разницу между людьми" Дж. Локк "Развивающее обучение - привлекательный, но не верный термин. Вы пробовали когда-нибудь обучить неразвитого ребенка? Нельзя переставлять понятия. Правильнее было бы говорить «обучающее развитие. Попробуйте!». В. П. Тюленев Мы выделили 12 основных проблем, которые мешают родителям начать развивать своих детей способными и талантливыми, то есть одаренными. Проведенные нами исследования показали, что более девяноста процентов родителей пользуются рекомендациями тех, кто никогда не задавался целью развивать способности и интеллект детей. В частности, многие устаревшие руководства препятствуют нормальному, естественному развитию детей и не позволяют получить каких-либо достойных внимания результатов. Таковы, например, книги Б. Спока и многие другие. Для тех, кто еще не решил, стоит ли идти "на охоту" за интеллектом? Одни читатели требуют сделать эту главу короче, другие -- поподробнее. Тем, кто убежден в том, что способности ребенка нужно развивать как можно раньше, чтобы не упустить их безвозвратно, можно переходить сразу к следующей главе или к Приложению. Эта глава -- обманутым родителям, тем, кто во всем, что касается воспитания детей, полагается на детский сад, школу и рискует тем самым погубить таланты и способности, а значит, и будущее своих детей. А таких оказывается в России не менее 95 процентов! Раздел 1.1. -- тем, у кого есть дети, внуки, племянники, кому предстоит идти "на охоту", добывать для них образование. Раздел 1.2. -- для тех, кто хочет узнать, почему дети развиваются быстрее, чем раньше? Раздел 1.3. -- тем, кто не имеет средств, но хочет дать детям и внукам хорошее образование. Раздел 1.4. -- "Овнам", "Львам", "Ракам" и др., которые готовы развить и воспитать таланты, творцов и гениев. Раздел 1.5. -- "Скорпионам", "Девам", "Близнецам", "Весам" и всем, кто осторожен или неуверен, чрезмерно осмотрителен. Раздел 1.6. -- желающим знать, на что он будет "охотиться". Раздел 1.7. -- "Рыбам", "Водолеям", экстрасенсам, верующим и медитирующим и всем, кто неосторожен "на охоте" и считает, что чем больше используется методов и игрушек, тем лучше. Раздел 1.8. -- тем, кто хочет воспитать Человека Развитого. Раздел 1.9. -- для русской глубинки и окраин, дальнего и ближнего зарубежья, геологов, строителей и станционных смотрителей. Раздел 1.10. -- для тех, кто хочет максимально сэкономить и тех, кто стремится потратиться; Раздел 1.11. -- бабушкам и дедушкам, а также тем, кто собирается привлечь старших родителей для "охоты", для воспитания. Раздел 1.12. -- врачам, никогда не исследовавшим развитых и одаренных личностей, но пугающих родителей своими необоснованными "Как бы чего не вышло" и тем самым миллионы детей и семей навсегда оставляющим без развитого интеллекта и лучшего будущего.
ВОПРОС 1: Что происходит с развитием и образованием? РОДИТЕЛИ: Почему в некоторые школы не принимают ребенка, не умеющего читать? Почему в школах разные программы? Почему расширяется объем учебников и увеличиваются затраты родителей? Дополнительный вопрос: Мы -- молодая семья, уже несколько лет опасаемся заводить ребенка: как его прокормить, как семье выжить, чтобы воспитывать детей? 1. В чем заключается сущность реформ образования? Что готовится нашим детям? 2. Бывали ли вы в минисерстве образования — что там говорят? 6. Родителям надо знать, «в чей поезд садиться». Перечисленные выше вопросы задают все: и те, у кого дети или внуки ходят в школу, и те, кто только собирается родить и воспитывать ребенка. Ваши тревоги обоснованы, мы постараемся ответить на вопросы и дать конкретные рекомендации, которые позволят вам взять будущее в свои руки, независимо от материальных возможностей. 1. “Процесс пошел ... не туда”, или сущность реформ образования. Действительно, в настоящее время в вопросах образования сложилась своеобразная "революционная" ситуация: многие дети давно уже развиваются гораздо быстрее, даже в слаборазвитых странах, чем это записано в наших учебниках по педагогике. В России новое руководство вынуждено признавать несоответствие устаревших педагогических взглядов современным требованиям, и «разрешает» инновационную деятельность. Решено переходить различные формы дифференцированного обучения -- как средство преодоления отставания. Почему? Да потому, что уровень развития детей в наших школах намного ниже, чем в лидирующих странах. После выдающихся открытий в области психологии и педагогики, сделанных в России в течение ХХ века, новаторами во всех развитых странах незаметно произведена революция, о которой наши педагогические администраторы умалчивают, сохраняя монополию своих личных взглядов и концепций. Упадок, к которому приведена система образования, несмотря на огромное государственное финансирование, не случаен. Сначала довоенные репрессии против новаторов, потом монополия на расходование бюджетных средств, на определение целей и задач образования, на использование средств массовой информации привели к тому, что такие, самые важные и сложные вопросы, как развитие способностей ребенка и повышение эффективности обучения десятилетиями серьезно не разрабатывались. Со времен 30-х годов было твердо усвоено правило: «не высовываться», тем более что решалась беспрецедентная и благородная задача создания и совершенствования самой мощной в мире инфраструктуры народного образования. Однако уровень притязаний в научных исследованиях неизбежно упал: «В легком деле кто угодно может блистать красноречием» -- говорил Овидий. Браться только за второстепенные научные проблемы стало для сложившейся затратной системы образования правилом. В результате ни одна из крупных педагогических школ не дала радикального повышения эффективности развития и обучения, и наоборот, они занимались обоснованием увеличения сроков обучения и даже, например, изобрели для этих целей новую усложненную фонетику русского языка! Показатели успеваемости повсеместно падают, в результате появляются все новые и новые проекты усложнения методик обучения, якобы вынужденного увеличения сроков обучения. И конца этому не видно.
2. «У нас достаточно много теорий и научных школ, тратятся большие средства на образование, и это заслуживает признания» - говорят в министерстве. Там считают, что все идет нормально. Мне приходилось беседовать с руководителями Министерства образования. Задавал я и волнующий многих родителей вопрос: «Почему вы не берете в основу новаторские методы Б.П.Никитина, В.Ф.Шаталова и других педагогов--новаторов, доказавших огромную эффективность? Почему вы не хотите, чтобы в школе не было отстающих? Почему для вас настоящие, бесспорные результаты не являются определяющими?» Как правило, в ответ симпатичные чиновники начинают убеждать, что оснований для беспокойства не имеется. «У нас есть институты, лаборатории. Они получают средства из бюджета, они должны обосновывать и давать методики и программы. В министерстве их утверждают и рекомендуют в школы и другие учреждения. Каждый занимается своим делом». А что говорят в отраслевых институтах? «Для внедрения любой методики нужно запланировать и провести исследования, создать экспериментальные площадки, подготовить педагогов... На все это уйдут годы, нужно набрать «статистику». А средств дополнительно не выделяют -- все расписано на многие годы вперед. Финансирование все время сокращается. На исследования, которые могут сократить сроки обучения, денег вам никто не даст. Кто же разрешит обосновывать фактическое уменьшение бюджета на образование, в то время как учителя и так без денег? Вы же оставите их без работы? Идите в министерство, попробуйте. Они выбивают бюджет, а вы фактически дадите козырь тем, кто против увеличения государственного финансирования образования...» Круг, как мы видим, замкнулся. В результате все новаторы, которые приносят в органы образования что-то новое, выносит одно и то же убеждение: новое здесь не нужно. Я видел горы материалов об успешном опробовании авторских программ, новаторы и целые коллективы потратили на это годы и огромные силы и средства. Все это идет «под сукно», хоронится безнадежно, а ведь многие из полученных результатов могли осчастливить все человечество. Из выступлений творческих педагогов и неравнодушных родителей можно было бы составить несколько томов горячих и разоблачающих «филиппик» и доказательств несостоятельности затратного подхода. Поневоле делаешь вывод о том, что чем больше у детей и родителей проблем, тем лучше живется всем администраторам затратной системы. Разомкнуть роковой круг, губящий таланты в России, может только высшая исполнительная или законодательная власть. Но ведь «наверх» доклады готовят в министерстве и, конечно, с позиций обоснования увеличения затрат. Иногда объясняют, что дифференциация программ потребовалась, чтобы дать некоторую свободу поискам, чтобы наша наука сделала рывок вперед. Однако и тут руководители министерства спокойно констатируют: «По нашим данным, все эти новаторские центры в среднем существуют два-три года -- без государственной поддержки они не выдерживают». В результате новые идеи не попадают в систему образования, и процессу «дифференциации» дается прямо противоположное направление. Оно начинает служить прямо и непосредственно самой худшей дифференциации - разделению общества на классы, ибо ничто так не разделяет людей, как разница в образовании. Огромное беспокойство вызывает сейчас то, что в последнее время под угрозу ставится само существование той системы образования, которой гордятся педагоги. Родителей пытаются убедить в том, что платное образование -- благо, тогда как на самом деле самые выдающиеся умы человечества всегда признавали, что бесплатное образование является одним из самых величайших гуманных открытий цивилизации!
ЗАМЕЧАНИЕ. Любопытно, что многие усматривают в этом сознательно осуществляемую цель развитых держав-конкурентов: лишить Россию на какое-то время силы и потенциала, даваемых этим открытием. Действительно, такой цели не скрывают многие представители конкурирующих стран. Усугубляет положение то, что сейчас в России народное образование поставлено в гораздо худшее положение, чем прежде. На мой взгляд, руководство пока в принципе неправильно понимает свою задачу и, по существу, действует в одном направлении с частными фирмами, имея целью сделать систему бюджетного образования платной... за деньги налогоплательщиков! Получается, что за наши же деньги создается система еще большего выкачивания средств из наших семей! Нарушается и произвольно трактуется Конституция. Такого наступления на свои права семья не выдерживает, отсюда и резкое падение рождаемости. В условиях, когда остановлены сотни тысяч предприятий и подавляющая часть населения стала нищей, переход к такому дифференцированному образованию ведет к катастрофе. Россия не просто слабеет, а уничтожается: при сохранении нынешних условий в течение 20 лет население сократится более чем на 50 миллионов человек. Пенсионеров некому будет содержать, армия, наука и многие отрасли хозяйства просто исчезнут... Получается, что мы передадим своим детям не только унизительную для них Конституцию, но и огромные внешние долги, с которыми им никогда не рассчитаться, разрушенную экономику и так далее и тому подобное. Интересно, задумываемся ли мы, родители, где наши дети возьмут средства, чтобы содержать нас -- пенсионеров, число которых на одного работающего будет втрое превышать нынешнее?
3. Возможные последствия “консервативной педагогики”. Родителей убеждают, что все задумано во благо, но при отсутствии новых, передовых представлений и методов в педагогике, это пока, к сожалению, исполняется во вред. Последствие первое: ожидается резкое, стремительное снижение интеллектуального национального потенциала. Чиновники подрабатывают на научной ниве, и их научные интересы прежде всего. Принципиально новые и особенно выдающиеся результаты их только раздражают, поскольку доказывают несостоятельность многих выдвигаемых концепций, используемых в оправдание существующей системы. Естественно, что горячий отклик получают проекты реабилитации умственно--отсталых детей и тому подобное, так как все это требует новых затрат. Немедленно создаются «научно--методические советы», пишутся обоснования для дополнительного финансирования... Я предлагаю свою методику, в школах вообще не будет неуспевающих по существующим программам учеников! Нет, говорят, не нужно нам этого -- у нас свои институты, лаборатории, они работают, тратят огромные средства... Разве можно с такой ориентацией шагать в ногу с прогрессом, пытаться что-то говорить о дифференцированном обучении без научных открытий и методических рекомендаций педагогов--новаторов? Очевидно, что нельзя! Это все равно, что пытаться лететь на Луну на... телеге, да еще отвязав лошадь: исчезла всего одна строчка из Конституции, а именно -- требование всеобщего среднего образования, выстраданное страной, многие столетия отстававшей от Европы и сумевшей стать первой мировой космической державой в середине ХХ века! Эта строка Конституции, обеспечивавшая финансирование среднего образования, и есть та «лошадь», без которой страна стремительно откатывается назад на крутом подъеме к высоким технологиям грядущего столетия. В вышеупомянутом докладе конгрессу США «всеобщее бесплатное среднее образование было названо «секретным оружием СССР». Кто те пособники, которые через сорок лет пытаются лишить народы России среднего образования? Получается, что главная, качественная часть образования лишена оснований для финансирования. Трудно себе представить акцию, которая бы нанесла больший вред собственной стране, всем нам, чем эта, осуществленная авторами новой Конституции. У миллионов родителей для этих авторов и сторонников этой и ряда других статей действующей Конституции имеется только одно весьма резкое определение: «изменники», так как никакие другие акции, включая широкомасштабные военные интервенции, не снижают потенциал страны настолько, насколько низводит его понижение уровня образования. Разве для этого народ, поверивший своим депутатам, избирал их, допускающих сохранение позорной статьи в Конституции, которая ведет к уничтожению нашей науки и культуры -- цивилизации в нашей стране? Почему мы должны допускать, что по прихоти бездарных политиков Россия -- общий дом наших детей и внуков -- обрекается на положение страны без достойного будущего? Последствие второе: социальная деградация. По имеющимся результатам, к сожалению, на деле стремительно образуется социальная пропасть между "имущими" и малоимущими": детям богатых доступно лучшее образование, остальным: минимальное, и в следующем поколении они составят малообразованную наемную рабочую силу. Резко упадет уровень образованности населения, что равнозначно потере независимости. Мы должны помнить, что решающая роль в сдерживании развития народов всегда отводилась политике в области образования, ибо только недостаток образования создает непреодолимую разницу между людьми. Если мы хотим, чтобы наши дети жили в цивилизованном обществе, то я думаю, что по этому вопросу нам, родителям следует не только требовать от своих депутатов организовать проведение референдума или срочное принятие соответствующей поправки к Конституции, но и объединиться, чтобы осуществить необходимое для наших потомков развитие законодательства и политической системы. Существующая политика не имеет ничего общего с демократией и социальной справедливостью: в развитых странах родители веками добивались равных стартовых условий для детей.
4. “Кто виноват в национальном позоре США?».О докладе конгрессу. Конечно, нас интересует вопрос не к конгрессу США, а к собственной Государственной Думе и Президенту. На этот вопрос нужен конструктивный, развивающий ответ, и родители прежде всего должны знать его. Может быть, наш ответ звучит неожиданно, но если быть до конца последовательным, окажется, что виноваты прежде всего те, кто по долгу службы или по призванию должны просвещать народ, своевременно и качественно давать новые знания. Это все, кто просвещает, информирует народ -- педагоги, журналисты, политики. Но главное место здесь все же принадлежит педагогам. Они, как Коперник, никогда не должны поступаться своей совестью и, не боясь костра, должны объяснить всем родителям: "И все-таки, если дети развиваются рано, то они становятся одаренными и гораздо вероятнее смогут стать необходимыми сейчас России выдающимися личностями". Виноваты и мы, родители, потому что не используем своих демократических прав: не требуем прекратить наносить вред России -- общему дому наших детей. Кто же, как не мы, позволили отодвинуть этот "дом" по условиям жизни назад на последние места в мире. Сможем ли мы себе это простить?
5. Что делать, или кто обеспечил «японское чудо»? Родителям надо прозреть, увидеть, что происходит, понять, что разрушается страна, в которой наши дети жить не смогут -- им не дадут жить в мире, в радости. Ослабленная Россия -- слишком лакомый пирог для всех прежних недругов и недавних агрессоров. Прогноз будущего России таков: многие радикально и прямолинейно мыслящие круги ряда стран уже готовят карты раздела нашей страны. Известны не только журналистские публикации, но и более серьезные документы на этот счет в США, Германии, Турции, Китае и Японии -- и это не является секретом. Имеем ли мы, родители, право оставить разрушенный дом своим детям? Самое интересное: того чтобы предотвратить трагическое развитие событий, не требуется каких-либо сверхзатрат и сверхусилий. Сейчас надо отдавать себе отчет в том, вследствие бесконтрольности и коммерциализации телевидения огромному большинству (более 90 % семей) стали недоступными информация и знания, которые необходимы для такого развития детей, которое позволит им в будущем сохранить независимое, цивилизованное общество. В России складывается такая критическая ситуация, когда неподготовленность населения грозит потерей независимости и суверенитета. Исправить положение может только правильная информированность населения и всеобщее желание активно участвовать в борьбе за будущее своих детей.
6. Родителям надо знать, «в чей поезд садиться». Для того чтобы помочь нашей системе образования выстоять и сохранить способность поддерживать необходимый для развития страны потенциал населения, педагоги--новаторы подготовили ряд программ, охватывающих все этапы развития и образования детей. Мы готовы обеспечить необходимыми рекомендациями и методической помощью не только все детские дошкольные учреждения и школы, но и каждую семью в отдельности, с учетом индивидуальных способностей вашего ребенка и особенностей социального и материального положения семьи. Где бы ни находилась ваша семья или образовательное учреждение, родители и педагоги смогут получить от нас помощь в виде программ, пособий, консультаций по системе МИР -- в нее входят рекомендации Тюленева, Никитина, Шаталова и Зайцева. Эта система открыта и постоянно пополняется лучшими именными методиками других многочисленных родителей, педагогов и воспитателей-новаторов из всех городов России -- создана база знаний по лучшим достижениям в области развития способностей и обучения детей и взрослых. ИТАК, НЕОБХОДИМО НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ ТАК, КАК ЭТО ПОЗВОЛЯЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ЗНАНИЯ -- ЭТО ПОВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИИ. Именно такую программу разработали и осуществляют педагоги--новаторы, поэтому каждый родитель сможет потребовать от руководителя детского дошкольного учреждения или школы использовать новые, прогрессивные методы развития и обучения детей. В настоящее время уровень образованности населения стремительно падает. Но в целом наш народ пока еще достаточно образован, чтобы рано или поздно понять, что готовится детям, и, конечно, еще все можно исправить. Пока мы даем рекомендации и разработали программу действий, как не допустить несправедливости по отношению к малоимущим семьям (а их сейчас более 80 % от общего числа). Нужно всеми силами не допускать готовящихся преждевременных, бездарных «реформ ради реформ», которые могут привести к разрушению инфраструктуры системы образования. Все это в ваших силах, и действовать надо через своих депутатов, через механизм демократических выборов, через общественные движения и политические партии. Поэтому я здесь рассматриваю привычную ситуацию, когда, с одной стороны, существуют единые общеобразовательные программы, с другой стороны, у школ имеется некоторая свобода маневра и дополнительной специализации в какой--либо области знаний. Но главное, конечно, у образовательных учреждений появляется возможность внедрить достижения педагогов--новаторов. Только это сможет ликвидировать отставание от развитых стран. Проведенный нами анализ дает основание надеяться, что нам удастся не допустить Имеются примеры стран, где власти принимают правильные решения, однако одновременно при этом не обладают достаточно сильным кадровым составом специалистов-педагогов, способных осуществить массированный прорыв в Так, в США за последние годы в большинстве штатов созданы специальные государственные структуры по работе с одаренными и талантливыми детьми. Это - великолепные мероприятия, свидетельствующие о большом прогрессе в понимании властями тенденций в образовании. Однако, такой подход можно называть «пассивным», ориентированным на поиск случайно развитых детей. В России же работают педагоги-новаторы и имеются методические результаты, позволяющие стране встать на путь «активного подхода», когда количество одаренных и талантливых детей можно увеличивать за счет правильного применения МИР. 7. Что мешает начать развитие
детей в России? Сейчас вы наблюдаете случаи, когда многие школы, особенно в центре, уже не хотят обучать по--старому, хотят больше заработать и преобразуются в колледжи для детей богатых родителей. Беда в том, что ни богатые, ни малоимущие родители не знают, как развивать и воспитывать детей по--новому, чтобы они были готовы к сегодняшним требованиям школы. В чем причина всех нынешних перемен в образовании? Есть ли выход для 80 процентов населения, оказавшегося за чертой бедности? Мы нашли этот выход, и вы сможете в этом убедиться. Дело в том, что в развитии и воспитании детей существуют резервы, которые не могли быть использованы педагогикой, которая, как и любая другая прикладная, а еще точнее отраслевая наука, не успевает за фундаментальными исследованиями, пока в их результатах не будет осознана практическая потребность людьми. Кроме того, педагоги, добившись когда--то государственного всеобуча, самоуспокоились, считая, что выделяемые средства сами собой обеспечат развитие педагогики. В конечном итоге получается, что именно бывшие недальновидные руководители, лидеры образования привели страну к нищете: будущих граждан не готовили к деятельности предпринимателя, политика, президента они не стремились стать лидерами, нобелевскими лауреатами... Педагоги недавнего прошлого упорно закрывали глаза на факты, свидетельствующие о том, что раскрыть резервы способностей удается только нетрадиционными методами. Заставить их потрудиться освоить новые методы могут только родители -- прямые заказчики услуг воспитателей.
2. Что происходит в мире: акселерация или дебилизация? 1. Правда ли, что малыши начинают развиваться быстрее? 2. Возрастание числа «вундеркиндов» вызвана ростом информированности о методах интеллектуального развития. 3. “Проблема интеллектуального развития далека от своего решения” - признается официальная педагогика. 4. «Проблема развития способностей решена» -- утверждают педагоги-новаторы. Выберите детсткий сад, школу для ваших детей или для работы. 5. Школы фактически признали, что дети способны обучаться чтению до шести лет.
1. Правда ли, что малыши начинают развиваться быстрее?
Никто не становится хорошим человеком случайно Платон, Сенека Гении и таланты никогда не появлялись случайно см. МИР Нет, неправда. Сами малыши, без создания благоприятной в возрасте до 2-х лет среды не могут развиваться быстрее, чем миллионы лет назад. Ученые во всем мире тревожатся по поводу возрастающей “дебилизации” во многих странах, если брать их в целом. В семьях, где знакомы с хотя бы фрагментами методов интеллектуального развития и сохраняют “интеллектуальную культуру” воспитания, такая проблема места не имеет. Наоборот, наблюдается “акселерация”. Характерно то, что общим признаком в “дебилизирующих” странах является полиэтнический и многорелигиозный состав населения. Причина дебилизации установлена - это религиозная нетерпимость. Выходом из создавшейся ситуации является соглашение конфессий (религий) — фундаментализм. Иначе говоря, высшие представители религиозных общин, их святейшества и преосвященства,, договариваются об общих, фундаментальных принципах и взаимоотношениях по принципу: “Запрещено все, что вредит данному обществу, где действует каждая из общин”. Таким образом, великие божественные заповеди основных мировых религий начинают действовать для всех, без исключения, членов общин. Никто их них не может доказать, что бога нет, равно, как и все они вместе взятые не могут доказать атеистам, что бог есть. В результате, все приходят к древнему, фундаментальному принципу: “У каждого есть высший бог - совесть”. В этом и заключается фундаментализм, суть которого в том, что он способствует новому уровню развития человечества: интеллектуализации религий и общества. В тех странах, где религиями совесть принижается, процветает преступность, наркомания и прочие гадости, которые губят целые поколения. Например, мусульмане, которым запрещено пъянствовать и торговать спиртным, считают своим долгом подавлять, спаивать “неверных”, и т.д. и т.п. До принятия “Соглашения конфессий” идет непрерывная тайная война с представителями иных религий, причем, если взять первоисточники - в строгом соответствии с требованиями священных книг! В результате блокируется принятие множества прогрессивных законов в области здравоохранения, образования, торговли, средств массовой информации, растет продажность власти ... Развитие и воспитание детей в таких условиях крайне затруднительно и почти невозможно. Неразвитые полирелигиозные общества с трудом, главным образом за счет излишков ресурсов, конкурируют в экономической сфере с быстро развивающимися странами, где проблемы религиозной нетерпимости отсутствуют. Что же касается дебилизации - то такой проблемы в моноэтнических и фундаменталистских странах нет. Примеры: Япония, Сингапур, Китай, Израиль и другие. По прогнозам психологов, если не будет осуществлен переход к фундаментализму в Европе, то в ближайшие 20 лет центр мировой цивилизации навсегда переместится в Юго-Восточную Азию. В деловых странах, например, в США, некоторые необходимые меры начинают осуществляться. 2. Возрастание числа вундеркиндов вызван ростом информированности о методах интеллектуального развития. И все же, лети, как утверждают многие, словно по волшебству, начинают развиваться быстрее... Посмотрите, что может сочинить и самостоятельно напечатать на пишущей машинке любой ребенок в 4 года, не учившийся в школе:
Можно было бы привести множество других примеров, но они менее убедительны и не так доказательны, чем этот, и другие, первые в мире документы, написанные ребенком собственноручно. Почему мы утверждаем, что возможно огромное, феноменальное ускорение развития детей - ведь биология человека почти не изменилась за последние несколько миллионов лет? Вот тут-то и кроется главная причина возникших проблем: оказывается, природа человека такова, что ВСЕ нормальные дети МОГУТ развиваться намного быстрее, чем это принято считать, если создать для них развивающую среду. По нашим наблюдениям, читать и делать подобное могут практически все обычные дети, родители которых учитывают наши рекомендации! Возникает вопрос: ну а почему же все-таки из сравнимых по возможностям малышей в одинаковых по внешним признакам условиях вырастают разные по способностям школьники? Получается, что где-то, на каком-то этапе общения или в окружающей ребенка обстановке возникают причины, вследствие которых происходит вредное сдерживание развития детей.
3. Проблема ускорения интеллектуального развития далека от своего решения” - признается официальная наука.
Ученые откровенно признаются, что до получения наших результатов, педагогическая наука еще не решила главнейшую из своих главных проблем, которая, сформулирована так: "Ускорение психологического развития детей и взрослых". Основа педагогики -- психология и социальная психология у нас долгое время сдерживались как "буржуазные науки". В результате, расходуя колоссальные средства, наша педагогика не умеет создавать ребенку достаточно эффективную развивающую среду, тогда как во многих странах это пытаются делать давно. К сожалению, многие исследователи и практики неизменно приходят к выводу, что в школе способности большинства детей не развиваются. Этот факт констатируют многие, но наиболее убедительно это доказывает Б. Никитин.
4. «Проблема развития способностей решена» -- утверждают педагоги-новаторы. Выберите детский сад, школу для ваших детей или для работы. С этим бессилием надо срочно что-то делать -- дети-то растут, им нужно развиваться и успешно обучаться! И в нашей книге вы найдете ответ на многие практические вопросы. Условно предлагаемые нами методы можно разделить на следующие группы: 1. Методы развития интеллектуальных и других способностей -- решают проблему в корне, обеспечивая самые высокие темпы развития. При сохранении благоприятных условий они приводят к одаренности, гениальности детей. 2. Методы корректировки (реабилитации) запущенных или недостаточно развитых способностей. 3. Методы ускорения обучаемости и развития умственных способностей позволяют преодолеть трудности обучения и приводят к абсолютной успеваемости, то есть к успешному освоению всех школьных программ, создают надежную базу для продолжения обучения и получения высшего образования. В настоящей книге рассматривают методы первой из перечисленных групп, так как именно они создают основу интеллектуального потенциала России, надежную теоретическую основу и практические ориентиры для всех других методов. Но родители должны помнить, что педагоги в школах находятся в условиях, диктуемых всесильными начальниками: "Шаг влево, шаг вправо..." то вам подтвердит каждый. Над начальниками управлений образования стоят начальники более высоких рангов, цель у которых одна: сохранять затратную систему, какой бы устаревшей она ни была, чтобы добиваться увеличения бюджета... Если вы, родители, не потребуете ввести в вашей конкретной школе программы новаторов, руководство школ еще долго будет опираться на методы, сдерживающие развитие способностей. Поэтому роль методов домашнего развития и саморазвития в большинстве случаев будет во много раз больше, чем это принято считать. Но и возможности их поразительны! Например, дети, родители которых пользовались только некоторыми элементами наших рекомендаций, легко и почти самостоятельно смогли овладеть чтением в возрасте до трех-четырех лет. Таких детей сейчас, после наших публикаций 1991 года, -- тысячи. Родителям, знакомым с методами создания развивающей среды, не потребуется делать больших дополнительных затраты на репетиторов, чтобы их дети получили хорошее образование. Ваш ребенок будет сам стремиться к знаниям. Тем родителям, кто спохватился позже, мы порекомендуем соответствующие «реабилитирующие» методы, в том числе на основе кубиков, и другие. Однако часто приходится слышать: "Мой ребенок плохо учится!". Многие родители огорчены слабыми успехами детей, их неудачами в школе. Сразу вас предупредим: гены тут ни при чем, поверьте. Просто родители должны уметь давать развиваться ребенку раньше, задолго до школы, ибо способности в наибольшей степени закладываются в первые два года жизни. Мы доказали, что именно в это время ЛЕГЧЕ ВСЕГО РАЗВИВАТЬ ребенка и СДЕЛАТЬ ЕГО ТАЛАНТЛИВЫМ, СПОСОБНЫМ на всю жизнь. Этому вопросу и посвящена наша книга. Пусть не огорчаются родители, у которых дети подросли: многие рекомендации, как ключ к пониманию особенностей развития способностей и навыков, просто необходимо использовать и для детей постарше, подростков и старшеклассников. На базе богатого практического опыта мы предложим вам эффективные рекомендации для развития не только для школьников и подростков, но и для взрослых. Но не торопитесь: главное -- понять, как создавать развивающие ситуации, а это легче всего увидеть на примере малышей. А потом? Эта книга пригодится и для внуков, и для всех последующих поколений вашей семьи.
ФАКТЫ. В последние три десятилетия многие школьные педагоги резко осуждали появление читающих дошкольников. В результате этой цеховой солидарности, опыт воспитателей и педагогов-новаторов не использовался так, как это могло произойти. В те времена традиционная педагогика обладала тотальным контролем над газетами и телевидением: в официальной прессе, по телевидению и радио немедленно организовывалась фальсифицированная массированная критика прогрессивного опыта. Интересно, что к ней обязательно подключали медиков, хотя писали разгромные фальшивки те, кто вундеркиндов то в глаза не видел и не наблюдал. Беседую с Б.П. Никитиным: “За все эти годы, когда появились десятки статей против нас, никто из этих писак к нам ни разу ни приезжал! - с обидой говорит Б.П.Никитин. - Ну, ладно, статья - у каждого - свое мнение. Но хоть для приличия могли бы приехать? А то ведь в этих статьях — ни слова правды. Не было ни медиков, ни педагогов! Вот, такими методами они против нас действуют “. Борис Павлович — родился в январе, козерог. Он точен и дотошен — у него записано все, что было за последние сорок лет. Но опыт Никитиных все же стал известен, особенно за границей. Стало появляться много детей, которые рано начинали читать, проявляли другие необыкновенные способности. Вот и было использовано словечко "вундеркинд", чтобы все списать на случай или на особенные гены читающего дошкольника и оправдать педагогическую науку.
5. Школы фактически признали, что дети способны обучаться чтению до шести лет. Хорошо это или плохо? Конечно, хорошо, ибо это способствует развитию детей и общества, но... И теперь педагоги начальных классов, многие "научные" школы попытаются осуждать обучение чтению до двух лет, не понимая, что только этим и решаются многие школьные проблемы детей: стрессы, неврозы, неуспеваемость, инфантильность и другие!
ДОКУМЕНТЫ. О моделях общения с ребенком в процессе воспитания: Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. Цель -- вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми: "Делай, как я!" Способы общения -- наставления, наказания, нотации, окрик. Тактика -- диктат и опека... Задача педагога -- реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций... Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над ними, а вместе!". Его цель -- содействовать становлению ребенка как личности." Концепция дошкольного образования, 16 июня 1989 г.
ВОПРОС 3. Что делать родителям, чтобы снизить затраты на образование?
1. Сколько стоит высшее образование? 2. Чем объясняется неудержимый рост затрат на начальное образование? 3. Могут ли помочь родителям воспитатели детских садов и яслей? 4. Не потребуются ли дополнительные затраты на ускоренное развитие и воспитание? 1. Сколько стоит высшее образование? Пример: «Мне пришлось отдать более пятнадцати тысяч долларов, чтобы мой сын поступил в престижный юридический вуз!» -- рассказала одна моя знакомая. По уровню доходов ее можно было бы отнести к "среднему классу". Для того, чтобы накопить эту сумму она много лет интенсивно занималась коммерцией: средним оптом в Москве. Ей это удавалось делать благодаря огромному опыту работы снабженца, руководителя столовой и т.п. Но таких, готовых к "новой жизни" людей очень мало. Мы сейчас стыдливо умалчиваем о том, какие суммы приходится платить "обязательным репетиторам", которые на самом деле представляют собой настоящую, "цивилизованную" систему поборов, действующую при многих ВУЗах и других учебных заведениях... Высшее образование стало практически недоступным для миллионов семей России. Другой пример: в этом году дочка моего знакомого поступила в мединститут после окончания школы с золотой медалью, она сдавала лишь один экзамен и затраты оказались почти в сто раз меньшими. Выход для многих родителей пока один: нужно сознательно развивать способности своих детей до такого уровня, чтобы эти способности стали выдающимися, блестящими. Во много раз выгоднее создать малышам развивающую среду, чтобы он стал “вундеркиндом”, чем потом платить потом налево и направо, не будучи уверенными в подготовленности своего ребенка. 2. Чем объясняется неудержимый рост затрат на начальное образование? Посмотрите, что происходит: объем школьной программы остался прежним, но почему-то объем учебников начальных классов увеличился почти в четыре раза. Стоимость четырех книжек превышает стоимость успешно используемого ранее стандартного учебника более чем в восемь раз! Ответьте на вопросы: кто стал глупее, дети или мы, учителя? Кому это выгодно? Ответ ясен: выиграли авторы новых, объемных и более доходных учебников. Сейчас авторские коллективы часто действуют в связке со школами, районными отделениями образования. Антинаучная коммерциализация проникла в святая святых – недобросовестные коммерсанты пытаются бессовестно и жестоко эксплуатировать наших малых детей! Казалось бы, новые учебники должны облегчить детям усвоение материала, сэкономить их силы и за счет более качественной подачи учебного материала сократить время на получение образования. Но удивительным образом все происходит наоборот. КОММЕНТАРИЙ. Пирамиды в системе окологосударственного "вымогательского образования" строятся просто: на вершине -- некий глава пирамиды, "бизнесмен", который привез идеологию пирамиды из какой-либо развитой страны, где подобная пирамида является уголовно наказуемым преступлением еще с прошлого века. Этот "предприниматель" нанимает авторов, которые искусственно увеличивают объемы учебников до коммерческого объема. Затем находятся нужные чиновники из образовательных департаментов, которые рекомендуют предлагаемую серию учебников для массового или иного использования. Легче всего согласовать вопросы с преподавателями, учителями, которые берутся учить детей по этим новым, "современным, рекомендуемым" учебникам: они получают фиксированный процент от каждого проданного нового учебника. Бедным родителям остается только поздравить с коммерческим успехом изобретателей криминальной пирамиды и платить, а детям -- учиться-мучиться по наспех сколоченным учебникам. Особенно широко этим занимаются новые, наиболее крупные издательства. Часто эти коммерческие пособия делаются в мягком переплете и приходят в негодность после двух-трех месяцев использования. Кто остановит эту циничную одну их многих машину грабежа России? Дополнительно вырубаются леса, подрывается бюджет семьи, теряют здоровье дети... Нелишне напомнить, что в 1995-1997 году в Германии при всеобщем вниманием общественности шел судебный процесс над соучастниками подобной пирамиды в системе медицинского обслуживания, где врачи убеждали пациентов лечь на операцию и получали до 4 тысяч марок за рекомендацию своим пациентам приобрести искусственный клапан сердца у одной из фирм. Несколькими самыми крупными издательствами, не имеющими подготовленных должным образом редакторов, создана целая технология производства и сбыта откровенной «халтуры». Новейшие достижения в области наук о человеке в этих учебниках не используются, да и авторы нанимаются самые низкооплачиваемые и сговорчивые. Эти издательства завали страну устаревшими зарубежными откровениями по вопросам педагогики и психологии. С одной стороны, выдающиеся и известные во всем мире педагоги-новаторы, работы которых ведут к освобождению детей для творчества, не принимаются этими издателями и пытаются публиковаться в далекой провинции. И с другой, низкокачественные поделки охотно финансируют зарубежные фонды по принципу: «чем хуже для России...». Обнищавшие и не могущие содержать свои семьи профессора и члены экспертных советов без лишних хлопот выдадут вам любые рецензии, лишь бы только это было оплачено. Костлявая рука голода вцепилась в горло нашей системы образования. В школу поступают некачественные, часто экспериментальные и эклектичные, то есть представляющие собой методическую мешанину, учебники, и на них вынуждены переходить многие школы. О том, что здесь тоже действует «костлявая рука...», я уже и не говорю. Кто вынужден теперь больше работать, кого, в конечном счете, стали больше эксплуатировать? Это конечно, наши бедные дети: их загружают до предела, они устают, им не до развития многих других, творческих способностей. Изо дня в день, из четверти в четверть изнурительным трудом губятся миллионы талантов и гениев в школах России. Такова цена "качества" многих новых пособий. Это создает дополнительную почву для разговоров «о растущей дебилизации» населения страны и дальнейшего обоснования ненужности всеобщего среднего образования. По-прежнему дети, вступая в жизнь, не успевают получить специальность, профессию и не в состоянии создать и прокормить свои семьи. А что на это говорят педагоги-новаторы?
Б. П. Никитин: «Я считаю, что если не слушать педиатров и педагогов и не отбирать у детей книжки, то первые три класса начальной школы вообще могут не потребоваться. Мой старший сын Ваня пошел сразу в четвертый класс. К тому времени в моей семье было уже пятеро малышей, и как вы понимаете, о каких--то специальных занятиях с малышом в такой большой семье говорить не приходится. На это просто не было времени. Но были созданы условия для свободного развития ребенка, была игра в проволочные буквы, азбука на кубиках и много детских книжек. Все малыши сами научились читать и перескакивали от двух до четырех классов. Экономия времени и денег была огромная». В. Ф. Шаталов: «В течение 25 лет я рассказываю о своем опыте в многочисленных книгах и встречах. Работая под пристальным вниманием бесчисленных министерских комиссий и проверок, я, казалось бы, доказал, что существующая методика преподавания физики и математики в корне неверна: нужно полностью перестраивать существующие дидактические принципы и школьный учебный процесс. Если использовать рекомендуемые мною учебники и пособия, то можно сократить время на освоение общепринятой учебной программы за среднюю школу в два и даже в три раза. Неоднократные проверки показали, что мои ученики, прошедшие подготовку по рекомендуемой мною методике, не только получают оценки «отлично», но и прекрасно помнят полученные на моих уроках знания и через десять, и даже через двадцать лет, уверенно пользуются ими, становясь блестящими репетиторами своих детей и внуков». Н. А. Зайцев: «По моей методике дети теперь уже с трех лет, играя с родителями в кубики, в течение нескольких недель овладевают чтением, а затем и многочисленными правилами и исключениями русского языка. Сейчас я разработал и начинаю обучать родителей и педагогов аналогичной методике для татарского и английского языков». А. Шароваров в своей книжке «Читать раньше, чем говорить» пишет: «В чем же ошибки? Ошибки в сроках. Опаздываем! И результаты плачевны. Заниматься необходимо с пеленок, когда у малыша естественная тяга к познанию. Малыш -- это лучший компьютер, в который сколько бы ни закладывал информации, все будет недостаточно. Это о возможностях обучения. Я подсчитал, что по затратам времени на обучение внука чтению (с 11 мес.) ушло в восемь раз меньше времени, чем это сделали бы в школе с первоклассником. А ведь я торил себе дорогу сам, пробирался ощупью...»
Что мы предлагаем для решения школьных проблем детей, повышения их успеваемости, развития интереса к учебе и т. д.? Разработанная нами система методов интеллектуального развития (сокращенно -- МИР) совместима с методами, которые созданы перечисленными выше педагогами-новаторами. По широте система МИР охватывает те периоды развития и обучения детей, в которых работают новаторы, но имеет тщательно разработанную теоретическую основу. Это позволяет получить удивительные результаты: малыши начинают свободно читать к двум годам, а к семи увлекаются решением алгебраических задач за седьмой класс. Такие малыши, к тому времени, как должны попасть в руки Зайцева, уже могут заниматься с Шаталовым. Но к Шаталову они в 7 лет не попадают, и могут пройти программу средней школы уже к 10 годам, так и не встретившись с ним. Конечно, надо понимать, далеко не все смогут начинать с нуля, еще меньше добьются нормальных развивающих условий. Таких детей сегодня — около 10 миллионов. Для них приведены рекомендации в главах, начиная с третьей. Главный акцент наша система делает на развитие творческих способностей детей. Можно утверждать, что система МИР позволяет: -- качественно повысить уровень развития детей с наименьшими затратами, используя изобретенные нами методы саморазвития, которые позволяют сделать чтение начальным элементом культуры ребенка, таким же, как способность ходить. Доказано, что это приводит к ускорению интеллектуального развития ("гимнастика ума") и уменьшению всех последующих затрат на образование; -- не превращать школу в "египетский трудовой лагерь" для малышей по строительству чьих-то коммерческих пирамид, а создать там условия для всестороннего развития творческих способностей детей. Это позволит им ускорить выбор будущей профессии, высвободить время для саморазвития. Сейчас большинство родителей беспокоит вопрос: как подготовить ребенка к школе, научить его читать к шести-семи годам? Как развить его способности? Теперь эта проблема перешла из разряда спорных в практическую, и ее вынужден решать каждый родитель, вместе с бабушками и дедушками. Ответы на этот вопрос подробно изложены во второй части книги. 3. Могут ли помочь родителям воспитатели детских садов и яслей? К сожалению, многие воспитатели дошкольных учреждений не смогут вам помочь, так как их готовили и контролируют все еще по старым программам. Переход на новые программы в школах опережает перестройку в дошкольном воспитании. Итак, мы приходим к выводу, что с сокращением просветительских функций Министерства образования родители остались один на один с проблемой подготовки ребенка к школе. Тут же стали появляться репетиторы и гувернеры для дополнительных занятий. Но платные услуги по воспитанию и обучению дошкольников не под силу большинству родителей, и не по их вине, а только вследствие внутренней и внешней политики государства, которая не учитывает проблемы родителей. Разумеется, правительство не виновато -- это мы, педагоги, не учили руководителей исполнительных органов быть государственными деятелями. Это мы, родители, не требуем отчета об использовании наших (налогоплательщиков) средств... и пока что "реформами" закладывается сегодня основа будущего социального неравенства, будущих социальных бурь, бед и проблем наших детей. ФАКТЫ. В России в 90-х годах: рождаемость сократилась в три раза. По данным Госкомстата, она составила в I кв. 1996 г. 252 тысячи новорожденных вместо свыше 700 тысяч в 80-е годы. Начиная с 1991 года не родилось положенных не менее 6-7 миллионов детей. Эти граждане, ученые, рабочие, гении никогда уже не родятся. Через 10-15 лет нас, пенсионеров некому будет содержать, развивать инфраструктуру и защищать страну... Родившиеся сегодня россияне будут в ужасе от тех долгов, которые мы (а нас втрое больше, чем их) оставим. Каков же выход, что сегодня делать родителям? Я предлагаю обратиться к педагогам-новаторам и вместе с нами, развивая детей, развивать Россию. 4. Не потребуются ли дополнительные затраты на ускоренное развитие и воспитание? Для того чтобы получить кажущиеся феноменальными результаты и дать возможность своему ребенку стать развитым, вам не понадобятся деньги от государства, не потребуется платить огромные средства репетиторам, тратиться на усиленное образование и обучение ваших детей и внуков. Наибольшая экономия средств и наибольший эффект получается, если вам удается воспользоваться нашими рекомендациями для детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что в книге также в достаточном объеме изложены основные методические направления по развитию детей старшего возраста, вплоть до совершеннолетия. Главное -- не количество игр и пособий, а умение совершенствовать и развивать те несколько "фундаментальных развивающих игр", которые мы рекомендуем. Вы просто должны поставить задачу, довести эти игры до серьезной деятельности, начав играть в них с ребенком еще в возрасте до двух лет. При всем желании много средств за первые 1--2 года жизни малыша вам потратить не удастся, но вы откроете своему ребенку самые широкие перспективы. В рекомендациях мы указываем, какие "подручные" предметы домашнего обихода и другие доступные материалы можно использовать. В качестве исключения я даю рекомендации, когда вообще ничего не надо покупать: в этом случае необходимо использовать различные наборы домашней утвари, кое--что изготовить самим родителям и более тщательно разобраться в том, что такое "развивающее общение".
... |