| |
Читать
- раньше, чем ходить
Интервью
журналу "Мой ребенок"
На
вопросы читателей отвечает П.В. Тюленев,
автор книг: "Читать - раньше, чем ходить",
«Считать – раньше, чем ходить», «Знать ноты
– раньше, чем ходить» и других;
-
Сегодня многие родители пытаются научить
ребенка как можно раньше читать. Можно ли
это делать? Не вредно ли для здоровья
ребенка? Что говорит ваш личный опыт?
- Впервые я
столкнулся с этой проблемой раннего чтения
в 1956-1957 году, в детском санатории в Воронцовке, где мне
долго, целых полтора года залечивали
подстреленное из рогатки колено. Так случилось, что у меня дважды было
травмировано колено и я его застудил - началось серьезное заболевание и я чудом
не стал инвалидом. В этом санатории лежали по многу лет, иногда более десяти лет
и других случаев полного излечения, кроме моего, я не знаю. Наш главврач, Семен
Аронович, выписывая, сказал просто: "Тебе повезло!".
В этом санатории, в предгорьях Тянь-Шаня, меня
лежачего и закованного в гипс,
начали обучать чтению в возрасте пяти - шести лет, но мама,
обнаружив это, запретила педагогам
продолжать, думая что такое раннее обучение
вредно. До сих пор помню её испуганное и серьезное, решительное лицо, когда она
увидела, что я обучаюсь чтению. Мое же огорчение трудно описать:
впечатление было такое, что у меня отобрали
любимую игрушку. Меня перевели в другой корпус, к малышам. Просто взяли и
перевезли на кровати с колесами. Там было не в пример скучно. Оставалось
наблюдать за мухами, муравьями да нашествием каких-то черных жучков. Я плакал
три дня. Санитарами, которые нас перевозили, были Михаил Давыдович и Семен
Давидович - тоже, из числа бывших больных этого санатория, оба хромали. Чтобы я
отвлекся, они положили мне в привязанную к кроватям сумку настоящее сокровище:
китайский электрический фонарик! Это отвлекло меня от моего несчастья. Правда, в
то же время произошло и еще одно удивительное событие: одна из медсестер прочла
нам тогда настоящую лекцию по основам сексологии, когда наш лежачий народ дружно
донял ее вопросами, а почему у нас, в смысле у мальчиков и девочек устройства
разные?
В младенческом возрасте мне повезло больше. Мой дед, Филипп
Осипович, напротив, с возраста полутора -
двух лет ежедневно, с утра, давал мне "читать",
просматривать самое ценное сокровище из
своей библиотеки: книгу Брэма с цветными
картинками. Свидетельствую, что это было
не только не вредно, но и представлялось для меня, ребенка, самым увлекательным занятием.
Очень запомнилось и участие отца в этих занятиях с книгой - он иногда приезжал в
село из города проведать меня и помочь: сколько себя помню, главной проблемой
было вскопать вручную огромные грядки, тянувшиеся едва ли не сотню метров.
Но в раннем возрасте отец участвовал в занятиях,
которые организовал мой дед. Мой отец настолько выразительно изображал голоса
просматриваемых животных, что я до сих слышу, как здорово он квакал по-лягушечьи. Это началось еще до того, как я научился говорить, а не говорил я
достаточно долго, но не по моей вине. Это - совсем другая тема, все события
которой я хорошо помню. Примерно в полтора года бабушка упустила
момент и едва не превратился в левшу: начал есть левой рукой. Я потом часто
наблюдал, что упускают многое именно бабушки, которых никто не предупреждает об
опасностях. Но приехавшая,
где-то через месяц, в деревню мама это заметила, и постаралась это исправить.
Опять помню её решительное и неумолимое лицо: она наказала меня переучить,
причем, не пренебрегать и самым жестким способом: скалкой. Поэтому и произошла задержка речи, примерно на год.
Несколько раз я получил по левой руке ложкой и скалкой и, в конце концов,
переучился, потому что делать было нечего - у мамы не забалуешься. Вот в этот то период и начались
непроизвольные занятия с книгой Брэма. Отец бесподобно изображал петухов, разных
возрастов и характеров, а также, кошек и котов. Бабушка лучше знала и изображала
коров, овец и прочую живность, она с пяти часов утра доила, раздавала им корм и
так далее. У деда лучше получались голоса диких птиц: он ведь был лучший на селе
охотник, официально, как отец девятерых детей, числился местным егерем. Потом,
много позже, я понял почему. Примерно с первого - второго класса дедушка Филя
стал брать меня на охоту, и я слышал, как здорово он приманивал уток, бекасов и
прочую птицу, которая водилась у нас на реке Чу, на речке Быстрой и в зарослях
Речушки, на берегу которой располагалась мое родное село Ивановка, в Киргизии.
Мои деды по матери и отцу были по происхождению из казаков Дона и Кубани. Они,
наверное,
абсолютно всё умели, можно сказать, были автономны, обладали многими талантами и
навыками и передавали своим детям и внукам их с самого детства. Ведь казак, раздвигавший пределы
России и защищавший Отчизну на дальних рубежах, должен быть и пахарем, и
садоводом, и воином, и охотником, и ремесленником, и художником и артистом -
тогда до телевидения было еще далеко! Эти занятия с книгой Брэма остались на всю
жизнь ярким воспоминанием, потому что мне пришлось нередко вспоминать об этом
впоследствии, когда уже в семь лет я стал няней и гувернером своих младших
братьев и детишек соседей... Столь же умелыми были и родители моего отца -
казаки с Кубани, переселенные в Сибирь. В 30-е годы они попали под репрессии и
чудом выжили, осуществив накануне раскулачивания побег из Курганской области в
Среднюю Азию. Так что опыт у меня многообразный и достаточно
многосторонний. Многие из методик, которые вошли в систему МИР, начались с того,
что мне давали родители и бабушка с дедом. Но об этом я могу рассказать по
другим темам и вопросам.
Вплотную к решению проблемы чтения я
приступил через десять лет, когда отец
определил сферу моих интересов как "кибернетика".
Дело в том, что на рубеже 60 - 70-х годов, когда компьютер
начал вторгаться в повседневную жизнь, эту
"железяку" инженеры пытались научить
читать. В то время многие психологи
занимались проблемой искусственного
интеллекта. Исследуя и моделируя некоторые
интеллектуальные процессы на ЭВМ, я пришел к
выводу, что с математической точки зрения процесс чтения должен быть
намного проще, чем процесс хождения.
Упрощенно говоря, число мышц, участвующих в
"хождении", в несколько раз больше, чем
при чтении, а значит, задача управления "хождением"
на порядок сложнее, чем задача обучения
чтению. .
То есть,
Человек Читающий должен появляться раньше,
чем Человек Прямоходящий. Очевидно и то, что
перегрузка центрального процессора во
время "хождения" (или плавания, а также,
например, слушания музыки и т.п.) не
способствует обучению чтению, что, кстати,
мы повсюду и наблюдаем.
Но не было
проверенных методик, которые бы
гарантировали безопасность, исключали
какой либо риск. Мне было нелегко решиться
на какие либо эксперименты. К началу 90-х
годов мне удалось доказать на практике, что
чтение проще, чем хождение. Естественно,
первые эксперименты я провел на своих
дочерях.
Оказалось, что Человек Читающий
легко справляется с пресловутым
информационным кризисом. В результате
опыта и консультаций родителей по раннему
развитию, начиная с 1995 – 1996
году вышло несколько моих книг на эту тему,
от «Читать –
раньше, чем ходить»(Изд. "Знание"), до
книги "Когда начинать воспитывать
будущего президента России?" и других.
К исходу XX века на
основе использования рекомендаций системы
МИР, высшее учебное
заведение, наконец, закончили дипломники 12
– 14 лет. Так что гарантированное бесплатное
и качественное высшее образование – это
первая причина, по которой родители
начинают обучать детей чтению.
Вторая причина заключается в том, что
раннее чтение способствует формированию
мощных горизонтальных связей между
полушариями. Это приводит к феноменальному
развитию творческих способностей.
Раннее
чтение, как показывают факты, оказывает самое
благотворное влияние на развитие всех
способностей, в том числе творческих:
музыкальных, художественных... Анализ
материалов по биографиям показал, что
имеются тысячи доказательств по этому
вопросу. Достаточно сказать, что более 90 %
наиболее выдающихся деятелей человечества
обязаны своими способностями и
достижениями именно раннему чтению. Сегодня
можно с уверенностью утверждать, что в "век
высоких технологий" сохранение системы
"традиционного образования", такого же
"дошкольного воспитания" и, особенно,
сохранение обучения чтению в позднем
возрасте 6 – 7 лет –
это просто катастрофа для любой семьи. В последние десятилетия отставание
было обусловлено тем, что лидеры педагогов - новаторов на Западе, Мария
Монтессори и Глен Доман и, особенно их последователи, не принимали во
внимание новых научных данных, и сохраняли ошибочные представления основателей
этих школ. Если Монтессори утверждала, что до 3-х лет с ребенком заниматься
вообще невозможно, то Доман заявлял, что ребенок не в состоянии освоить букву
"А", например, до ... 6 лет! В России, разумеется, господствовало примитивное
низкопоклончество перед Западом, поэтому только после начала перестройки и
гласности, после издания самиздатом нескольких моих книг для родителей, мне
удалось разрушить плотину абсолютного непонимания нашего открытия того, что
ребенок может начать читать - раньше, чем ходить... С 1992 года мы рассылали
опасание методики по всем факсам, которые появлялись в СССР, а затем, в СНГ.
В 1998 - 1999 году я отправил по Интернету в США около 40 000 электронных писем
на английском языке. Кроме того, ко мне обратились множество русских родителей ,
живущих теперь в США, Канаде и Израиле. Так началась эра раннего развития.
- Когда раньше всего можно начинать
обучать чтению, и каким способом можно
сделать это?
-
Давайте уточним вопрос. При внутриутробном
обучении, так сказать, в "нулевом классе",
используются одни методы, в ползунковом
возрасте - совершенно другие.
Месяц жизни новорожденного порою равен
годам жизни взрослого человека, поэтому в
младенческом возрасте важна каждая мелочь
в общении и обучении. Родителям нужно
усвоить формулу: «способности - это
совокупность мелочей в жизни младенца».
Перейти от обучения чтению в 6 – 7 лет к
обучению в годовалом возрасте, по сути,
образно означает "пересесть" сразу с телеги на космический
корабль, то есть выйти в космос. А дальше что?
Как
быть таким детям в детском саду, в школе?
Что бы далее такие вопросы не возникали,
отвечу сразу, что мы вместе с В.Ф. Шаталовым,
Б.П. Никитиным, еще в 1998 году вошли с
предложением в правительство, к президенту
страны. Сегодня мы специально создаем сеть
детских садов, школ и высших учебных
заведений нового типа, куда могут пойти
дети, которые научились читать в два года, а
школьную программу освоят, скажем, к
возрасту 9 – 12 лет. По существу, методика
"Читать - раньше, чем ходить" открывает новую эру, которую в своей книге, в 1995
году предложил называть "эрой Человека Развитого", или Homo
Advanced
.
- Можно ли совместить детство и высшее
образование? С какого возраста дети могут
поступить в эту Академию нового типа?
В нашей «Академии образования и развития»
такие дети смогут не только продолжать
играть в свои детские игры, но и получат
столько дипломов об окончании вуза, сколько
захотят и сколько смогут. Скорее всего,
часть их таких детей получат не только
степени бакалавра, но магистра, и даже
кандидата или доктора наук. Кроме того, мы
намерены гарантировать их достойное
трудоустройство.
Но для всего этого необходимо участие
просвещенных родителей. То есть, до того,
как начать учить детей, нужно подготовить
самих родителей. Для этого и создан «Клуб
МИР детей», где родители встречаются, и не
только получают необходимые знания, но и
обсуждают будущее своих малышей.
Просвещенные родители могут записать
своего ребенка в АОР, начиная с самого
рождения.
- А что делать детям, которым уже по четыре
– пять и более лет? Где им учиться?
- Для них мы тоже нашли выход. Один из членов
нашей Академии, В.Ф. Шаталов
так же, еще в 70 – 80 –е годы разработал
систему школьного обучения, при которой все
становятся отличниками. Интересно, что «отпетые
двоечники» нередко оканчивают школу лучше,
чем самые блестящие отличники. При этом вы
можете специально отметить:
На сегодняшний день в нашей Академии
математика проходится в пять раз быстрее,
чем в обычной школе, а тригонометрия – в
десять раз быстрее. Наиболее сложный
предмет – физика, на него требуется в два –
три раза меньше времени. Все оставшееся
время учащиеся
занимаются спортом, искусствами и прочими
полезными развивающими занятиями. Так что родители, дети у которых
постарше, могут не беспокоиться, а
записывать их в нашу Академию.
- Какие методы используются в Академии для
обучения детей в возрасте до одного года?
В системе МИР используются несколько
способов обучения чтению - прежде всего,
нужно более точно учитывать
физиологический возраст, так как от этого
зависит, какие методы применяются. Этот
возраст в обычной школе, например,
соответствует "классам". Традиционная
школа применяет поурочно – классную
систему обучения.
В системе МИР вместо понятия урок
используется «сеанс общения», что
позволяет использовать для обучения каждый
сеанс или акт общения с ребенком.
Так что будем говорить о «сеансово –
классной системе» развития и обучения.
Другими словами, сначала нужно научить
родителей общаться со своим ребенком так,
чтобы каждый сеанс общения стал
своеобразным «уроком».
- По – Вашему получается, что
каждый раз, когда мама общается с ребенком,
это означает, что она проводит урок в
системе МИР?
- Именно
так и обстоит дело. На самом деле, время
бодрствования малыша не так уж велико. В
первом месяце оно составляет не более часа
в сутки, к концу первого года жизни времени,
пригодного для обучения набирается несколько
часов. При обычном общении это
драгоценное время используется на всего на
несколько процентов. Все остальное время
бодрствования мозг малыша работает почти
вхолостую.
- Каков же коэффициент полезного действия
традиционного ухода за ребенком?
- Коэффициент полезных действий родителей
при традиционном уходе, который
рекомендует, например, Бенджамин Спок, не
превышает 4 – 5 процентов.
Если родители используют рекомендации Б.
Никитина и В. Скрипалева, этот коэффициент
возрастает примерно в десять раз. Это
достигается тем, что с ребенком активно
занимаются физическими упражнениями, в его
распоряжении имеются своеобразные
микроспортивные снаряды. Используемая
система закаливания значительно повышает
свободу и подвижность ребенка, расширяет
его возможности для развития малыша.
Столько же он составляет при использовании
рекомендаций Г. Домана, однако он во многих
случаях снижается вследствие ряда
педагогических и психологических ошибок.
Что же касается системы МИР, то требование
рационально использовать время
бодрствования – это главное условие для
разрабатываемых игр и дидактических
приемов.
Экспертная оценка полезного использования
времени, на мой взгляд, может выглядеть
примерно в виде следующей таблицы:
Рекомендации
Полезно используемое
время младенца
Бенджамин Спок
4 – 5 %
Б.П. Никитин
30 %
Г. Доман
10 – 20 %
П.В. Тюленев
80 – 99 %
- Куда же девается время, и как избежать
потерь времени развития малыша?
Рассмотрим более подробно бюджет времени
младенца. Где теряется время?
П о
т е р и
в р
е м е
н и :
Категория времени
При обычном уходе
Развивающий уход
за ребенком
по системе МИР
(в
процентах от возможно использования
времени)
1. Время пробуждения.
Теряется на все -
100 %. Используется,
+ 100 %
(развивающая
среда и др.)
2. Время кормления.
– 100 %
+ 100
(общение,
среда и др.)
3. Время бодрствования.
+10-20 %
+ 100
(общение,
среда)
4. Время занятий.
+
30 %
+ 100
(содержание,
методика и др.)
5. Время прогулок.
+10 %
+ 100
(общение,
среда, пособия и др.)
6. Время засыпания. +10
+ 100
(колыбельные,
сказки и др.)
7. Время сна.
- 100
+ 100
(среда)
Чтобы дать характеристику, как теряется
время, нужно внимательно рассмотреть
конкретную ситуацию: что мама делает во
время ухода за ребенком? Какова окружающая
среда? Какие используются пеленки, ковры,
обои? Что за игрушки имеются в доме, и как
ими пользуются? И т.д. и т.п. Например, мама
приучила ребенка спать только на животике.
Естественно, ребенок сильно отстанет в
интеллектуальном развитии, так как перед
малышом, лежащим на спине вся жизнь семьи
демонстрируется в более полном объеме:
появляются новые лица, он свободно
манипулирует руками, рассматривает ковры,
картины и прочее. То есть, при положении на
животе процент потерь времени
увеличивается еще больше. Другой пример –
методика Домана. Если маме некогда
показывать карточки, то ребенок ничего не
получает. В то же время вывешивание
карточек по нашей
методике и программам полностью занимает и
развивает малыша, с момента пробуждения до
засыпания. Тут нет никакой зависимости от
того, имеет ли время мама на занятия с
ребенком, или нет. Анализ причин потерь
времени ребенка мы называем
психосоциальной диагностикой окружающей
среды развития. Это самостоятельное
серьезное исследование, которое может
включать и психогенетическую диагностику,
и ряд других методов анализа и прогноза.
Как обучать чтению младенцев? Можно ли начинать обучение
чтению до рождения, в период беременности? - продолжение интервью
|