| |
Второе
высшее образование - в 14 лет
ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ В 14 ЛЕТ
MIGnews.com. 19:21:46
Дипломы будут вручены юным вундеркиндам
из Российского нового университета в следующий вторник. Они с
отличием окончили юридический факультет по специальности
"Юриспруденция" (гражданско-правовая специализация), защитив
дипломные работы по актуальным проблемам банковского права.
Одновременно девушки успешно завершили первый год
занятий в аспирантуре Финансовой академии при Правительстве РФ
на кафедре "Мировой экономики и международных валютно-кредитных
отношений" (специальность "Мировая экономика"). Год назад, в 13
и 14 лет, они окончили ее "с отличием", выдержав при этом на
"отлично" междисциплинарный экзамен по курсу "Психология.
Педагогика. Методика", подтверждаемый государственным
сертификатом. После этого сестры Князевы получили право на
педагогическую деятельность в высших учебных заведениях России.
Диана и Анжела поступили в школу в 5 и 6 лет сразу в
третий класс лингвистической гимназии, и уже через год окончили
начальную школу. После окончания на "отлично" средней школы в
1997 году поступили на 1-й курс Института международных
экономических отношений Финансовой академии при Правительстве
РФ. Диане было 10, Анжеле 11 лет.
Пятилетний курс они прошли за три года и только с
отличными оценками. Девушки активно занимаются научной работой -
они авторы более 40 публикаций, докладов на конференциях,
научных работ. Владеют английским, немецким и французским
языками. |
|
ОТ ЧАДА К ЧУДУ
Главное в педагогике не разбудить
разум,
а не усыпить его
Сестер Анжелу и Диану
Князевых называют не иначе, как «чудо-дети». Их достижения отмечены дипломами
Международного клуба рекордсменов «Interstrong», дипломами агентства «Пари» и
занесены в Книгу рекордов России. В 1997 году в возрасте 11 лет и 11 месяцев
(Анжела) и 10 лет и 1 месяца (Диана) они на «отлично» закончили среднюю школу и
стали студентками Института международных экономических отношений Финансовой
академии при правительстве РФ. Сейчас сестрам 12 и 14 лет, они заканчивают 4-й
курс академии и считаются одними из лучших ее студенток. Девочки знают 4 языка,
являются авторами 30 публикаций, докладов и научных работ и при этом остаются
нормальными современными тинейджерами, которые и музыку слушают, и на на роликах
гоняют.
В последнее время о сестрах Князевых много писали и говорили. Девочкам
были посвящены один из выпусков программы «Я сама», сюжет в «Пресс-клубе», серия
публикаций в газетах и журналах. Но при всем уважении к фантастическим
достижениям девочек мне показалось более интересным поговорить с их родителями
Юлией Князевой и Евгением Быковым. Хотя японская пословица гласит, что «из лука
розу не вырастишь», но чтобы выросло без таких «садовников»? Евгений и Юля, по
сути, заменили своим девочкам школу, создали для дочек уникальную систему
«свободного образования». И, что мне кажется особенно важным, вырастили (точнее
говоря, растят, ведь дочкам-то только 12 и 14 лет!) не унылых
вундеркиндов-зубрилок с видом синечулочных деток-старичков, а нормальных
девочек-подростков, чьи интересы не сводятся к перепрыгиванию через
образовательные ступеньки.
Откуда возникла идея столь необычного эксперимента? Как влияют на дочек
сверхнагрузки? Какой им видится дальнейшая судьба девочек? Об этом и о многом
другом мы говорили с родителями Анжелы и Дианы.
—
В вашем собственном детстве были ли какие-то зачатки подобной системы, может
быть, в подходах ваших родителей к вашему воспитанию?
Е. Думаю, нет. Но очень важным было внимание родителей, особенно мамы, ко
всем моим детским вопросам и проблемам. Мы очень много разговаривали, обсуждали
все: от «почему Вовка — ябеда» до «зачем Хлущев в Амелику поехал на лазговолы».
Живое общение с мамой, отцом не может сравниться ни с какой, даже самой
навороченной, педагогической методикой.
— Когда вы сами стали родителями, чем ваш подход к своим детям
отличался от традиционного?
Е. Еще до появления первого ребенка мы точно знали, что жизнь его должна
быть интересной, что дети развиваются нормально, лишь когда они счастливы. В
противном случае ничего хорошего не получится. Детство — не прелюдия к будущей
жизни, а напротив, праздник возможностей, когда можешь все попробовать и еще все
успеть.
— Кто-то из «продвинутых» родителей случайно прочитал Никитиных и
начал с того, что облил малыша холодной водой; кто-то купил кубики Зайцева;
кто-то почитал Домана и начал писать карточки и учить младенца висеть на
пальцах... Что стало толчком для вас?
Ю. Кое-что в нашем подходе к развитию детей напоминает элементы других
методик, но мы это заметили, лишь когда уже сами чего-то достигли. Главное — не
слепо следовать методике, а чтобы ребенку нравилось заниматься. Конечно, можно
научить рано читать, но ребенок еще не готов к восприятию печатной информации,
он постигает мир иначе. Некоторые родители учат ребенка читать в два года и дают
ему книжку, чтобы просто облегчить себе жизнь.
Е. При этом, подключая ребенка к мощному информационному потоку, они
перегружают его зрение, психику.
— Ваши девочки когда научились читать?
Е. Читать? Около 3 — 4 лет, на пляже. Без специальных кубиков. Веточки,
камешки с удовольствием складывали в буковки и слова, не мучая ни себя, ни
детей. Когда мы начинали, у нас не было еще готовой системы обучения, и мы как
педагоги росли вместе со своими детьми. Но изначально было несколько простых
постулатов. Например, если ребенку очень хорошо, то это — плохо. Должно быть
немножко неудобно. Приходилось создавать так называемый развивающий дискомфорт.
— Как вы рискнули нарушить сложившийся стереотип обязательного
школьного образования и обойтись без школы?
Е. Никакого риска! Обязательное школьное образование необходимо каждому
человеку. Вопрос в том, является ли необходимой для каждого ребенка 11-летняя
процедура получения этого образования? Мы живем в реальном времени —
переполненные классы, нехватка квалифицированных преподавателей, приборов.
Учитель информатики на уроках труда вышивает с 11-классницами «крестиком»,
потому что три отечественных компьютера есть, но «не дышат». Учитель физики
приносит из дома все, чтобы смастерить и показать на уроке хоть что-то. Реплики
учительницы: «Анжела, опусти руку. Я знаю, что ты знаешь! ... Диана! Это
возмутительно! Я еще не успела задать вопрос, а ты уже готова отвечать? ...
Зачем вы вообще в школу ходите, если все равно дома с мамой занимаетесь?!!» Мы
не нашли ответа на последний вопрос, и дети не пошли в школу.
— Если нормальное состояние любого родителя маленьких детей — это
патологическая усталость и желание выспаться, то как вы при вашей умноженной в
несколько раз нагрузке справлялись?
Ю. В разные периоды по-разному. Иногда страдала работа, иногда - домашние
дела. Увы, занятия с девочками не исключение, поэтому, уверены, их результаты
далеко не предельные.
— Вам пришлось стать главными учителями для своих детей, учить
всему: и на роликах кататься, и задачи по физике решать. Не было ли ощущения,
что вам самим не хватает знаний?
Е. Не хочу показаться нескромным, но мы образованные люди, а когда не
хватало знаний, мы их добывали. Мы же умеем читать и думать. Не вспомнив, как
решается задание по химии, можно в крайнем случае открыть учебник и разобраться.
Ю. Непосредственно учить дочек приходилось только на первом этапе. В
средней школе они быстро перешли на систему обучения, когда сами изучали по
книгам программу по какому-нибудь предмету. Мы же проводили установочные
занятия, обзорные лекции, коллоквиумы, тестирование... Фактически студенческие
занятия для маленьких детей! Это потребовало новых подходов, методик, и мы их
создали.
Е. Наши девочки не зубрили, а читали и увлекались, пытаясь докопаться до
самой сути! То, что мы делаем, я назвал для себя «свободным образованием».
Высокий результат достигается, лишь когда ребенок раскрепощен и его творческое
«я» имеет все условия для развития. Кстати, высочайшая мотивация к постоянному
поиску знаний возникла у девочек не сама по себе. Мы, родители, поддерживали ее
всеми возможными способами.
— Вы сознательно посвятили себя делу воспитания дочерей как
главному в жизни или же процесс необычного развития девочек просто шел в русле
вашей профессиональной и личной жизни?
Е. Мы вообще-то совершенно сознательно детей «завели», понимая, что часть
своей жизни мы будем посвящать именно им. Не вынуждены посвящать, а решили
посвятить!
Ю. Дети, совместное участие в образовательном проекте — это действительно
часть нашей жизни, пусть не главная, но существенная. Хотя наши профессиональные
интересы формально весьма далеки от педагогики.
— Но что-то в процессе образования дочерей вы все-таки доверяли
профессионалам?
Е. Доверяя своих детей «профессионалам», мы всегда стремились проявлять
предельную осторожность. Самое дорогое ведь доверяем! Обращались к их помощи
лишь тогда, когда это было обосновано их высочайшей квалификацией. Именно
профессионалы занимались с нашими девочками классическим танцем, живописью,
художественной гимнастикой. Профессионализм преподавателей Финансовой академии,
где девочки сейчас учатся, не нуждается в комментариях.
— Профессионалы стоят дорого. Любой родитель даже из столичной
семьи со средним достатком скажет, что ему это не по карману. И будет прав.
Ю. Качественное образование — это всегда дорого! И не только у нас —
везде.
Е. С другой стороны, вспомним начало 90-х. МММ, «Чара», «Властилина»...
Где сейчас их вкладчики и их немалые деньги?! Мы же сознательно инвестировали в
образование и развитие собственных детей. Иногда нам было проще самим их чему-то
научить, используя эффективные средства и методики, чем долго объяснять
«профессионалу», чего мы от него хотим.
— Но если из 4 языков, на которых говорят ваши дочки, вы знаете
только английский, то как вы учили тому, чего не знаете сами? Вы сами, наверное,
не слишком разбираетесь в английском для брокеров?
Е. Это интересная творческая задача — научить ребенка тому, чего не
умеешь сам. Но есть методики, качественные пособия, талантливые дети, и задача
решается. Поэтому немецкий и французский девочки на первом этапе изучали
самостоятельно, сдавали на «отлично», а затем уже интенсивно занимались с
педагогами. Хотя языки сами по себе для них не профессия. Их специальность —
«Мировая экономика», и девочки не просто обсуждают достопримечательности, а
свободно говорят, работают с источниками на иностранных языках, пишут статьи.
Ю. В знаниях по специальным предметам девочки, конечно, ушли далеко
вперед. Важно то, что подготовленные нами и освоенные девочками методики
обучения работают до сих пор и «в отсутствие личного участия» родителей.
Е. Когда девочки повзрослели, им потребовалась помощь другого рода, не
только предметная — они лучше меня знают, как поступить с фьючерсными
контрактами в той или иной ситуации на финансовом рынке. Девочки все больше
сталкиваются с жизнью, с очень жесткими поступками окружающих. Умение найти
адекватный ответ, знание жизненных ситуаций, психологическая подготовленность
приобретают все больший вес плюс, конечно, методологическая помощь.
— Вас не пугало, что такие серьезные нагрузки могут сказаться на
детской психике?
Е. Ни мы, ни педагоги, работавшие с девочками, каких-либо отклонений в их
психике не наблюдали, а возможное переутомление удается вовремя заметить и
предупредить, если есть взаимопонимание между родителями и ребенком. Мы
справляемся с этим так же, как и многие, — ежедневные спортивные занятия
(гимнастика, волейбол, футбол, плавание, бадминтон, лыжи, ролики, велосипедные
прогулки...) дисциплинируют и укрепляют здоровье.
Ю. Задачи социально-психологической адаптации и социализации, смягчения
возможных конфликтных ситуаций в подростковом возрасте решаем не только мы, но
разница в возрасте с однокурсниками — 8—10 лет — диктует свою специфику.
Е. В этом плане у девочек есть прекрасная возможность применять свои
знания по психологии, которой они серьезно занимались. Девочки рано вошли во
взрослую жизнь. Люди в ней какие? Большие! И пакости друг для друга они
организуют какие? ...Правильно! Дети рано почувствовали это на личном опыте.
— У юных девушек в их возрасте так много желаний. Вот, к примеру,
что дочки просили вас подарить на последний день рождения?
Ю. Курсы по испанскому языку с книгами, кассетами, фильмами. Я пыталась
отговорить — зачем вам это надо. У вас и так уже три языка, учеба! Нет, говорят,
нам нравится, хотим!
Е. О чем могут попросить? Очень хорошие пластиковые лыжи, хорошие ролики,
возможно, не самые крутые из тех, что можно найти в Москве, но «быстрые» колеса,
удобная колодка...
Ю. ... современные компьютерные словари, чтобы сэкономить время на
книжных ...
— А игрушки из их жизни исчезли давно?
Ю. Кукол оставили классе в десятом. То есть лет в девять.
— Как ваши знакомые реагируют на столь необычную жизнь вашей
семьи?
Е. От острого неприятия до самого искреннего и доброго отношения. Наш
опыт мало кого оставил равнодушным. Многие что-то взяли для своих детей, просто
зашевелились.
Ю. Даже некоторые педагоги, занимавшиеся с нашими детьми, по-другому
взглянули на обучение детей собственных. Чья-то дочь блестяще закончила школу
экстерном, другая девочка в 14 лет поступила на философский факультет МГУ,
кто-то «перешагнул» через класс и отлично учится дальше...
— Не легче ли организовать некое объединение таких родителей,
чтобы каждому, заподозрившему, что нормы развития для детей нашей школой
занижены, не приходилось изобретать велосипед?
Е. Сначала таким родителям и их детям безусловно было бы легче. Одаренные
общаются между собой. Близкими темпами развивается их познавательная активность.
А дальше что? Школа для вундеркиндов — это аквариум. Прекрасный повод клянчить
«деньги на одаренных». Но школа заканчивается, дальше им плыть в открытое море,
а они не умеют. Надо снова создавать аквариум, побольше, и так до бесконечности
или с большим трудом адаптировать талантливых детей к нормальной жизни. Иначе,
как они будут конкурировать, общаться, управлять теми, кто не похож на них?
Ю. Наши дети никогда не были замкнуты на «себе подобных». С кем-то играют
в волейбол, с кем-то плавают, стараются «не давить интеллектом».
Е. Пришел кататься на роликах? Докажи, что ты не только Кейнса или
Маршалла лучше знаешь, но и на роликах катаешься отлично! Собираются же академик
и сантехник вместе порыбачить и чудно проводят время.
— Какой вам видится дальнейшая судьба девочек? Думаете ли вы о
продолжении их образования за рубежом или в России?
Е. Учиться надо! Тем более что способности и потенциал у них потрясающие!
Возможно, будут поступать в аспирантуру по своей специальности, не исключено,
что продолжат образование в области права. За рубежом или в России? Это зависит
от очень многих обстоятельств, среди которых деньги, притом очень большие
деньги, играют существенную роль. Без реальной поддержки заплатить, например, за
докторальную программу в известном зарубежном университете очень трудно!
— Не тревожит ли вас вопрос, как сложится их личная жизнь, не
помешает ли столь раннее профессиональное определение обычной юношеской
влюбленности, созданию нормальной семьи в будущем? Проще говоря, не боитесь ли,
что юноши будут сторониться девочек, стесняясь собственной необразованности на
их фоне?
Е. Тревожит, конечно, как и большинство родителей! Девочки рано поумнели,
для кого-то неожиданно, для нас — закономерно. Разумеется, в силу своего
интеллекта им легче обнаружить чью-то несостоятельность независимо от пола и
возраста. Этого не без оснований побаиваются не только «потенциальные
избранники». Но вряд ли девочки что-то потеряют, если их будут сторониться
закомплексованные, рефлексирующие юноши, стесняющиеся своей необразованности.
Ю. Создание нормальной семьи — это серьезное решение и всегда — выбор.
Неплохо бы при этом понимать, что и из чего выбираешь! Мы уверены, что в такой
ситуации интеллект девочкам только поможет.
Елена АФАНАСЬЕВА
11.05.2000
|