| |
Фотография
Президент Академии образования,
социального и экономического развития.
Педагогический опыт начал накапливать и обобщать с детства, в качестве старшего
брата, самостоятельно занимавшегося с малышами, начиная от 2 - 3 лет до
совершеннолетия.
Так получилось, что педагогические идеи рождались
в сложных условиях художественной богемы, частного предпринимательства и почти
"натурального хозяйства". Отец был одним из ведущих мастеров-художников
республики, из семьи инженера-строителя. Мать - бухгалтер и, как сегодня бы
сказали, предприниматель из большой, многодетной крестьянской или, точнее,
фермерской семьи.
Педагогические задачи
Тюленеву нужно было
решать в условиях, близких к экстремальным, что
требовало их максимальной эффективности. Во время многолетней болезни и
длительного, многомесячного отсутствия матери, все хозяйственные и семейные
заботы ложились на старшего брата. Перед ним стояла практическая задача в
масштабах семьи, как ячейки государства, обеспечить экономическое развитие,
выживаемость, успеваемость и здоровье подрастающего поколения. Это и объясняет
максимализм и прагматизм предложенной им педагогики.
В книгах и материалах упоминаются методы раннего
развития, наблюдавшиеся им или примененные к нему самому родителями,
воспитателями и педагогами начиная с 1953 года.
Свою первую методическую систему для ускоренного
и феноменального физического развития детей и подростков П. Тюленев разработал и
реализовал в 1968 году с целью радикального и практического решения проблем со
здоровьем, к которым привела школа и непростые условия жизни. Эта система
реализуется в домашних условиях и дает непревзойденные до сих пор результаты и,
- что особенно важно, - в кратчайшее время и минимальными затратами.
Вынужденный самой жизнью решать сложные проблемы,
со старших классов школы П. Тюленев интересовался научными проблемами на стыке наук:
педагогики, психологии, математики, философии, политики и экономики.
Начиная со студенческих лет, с 1968 года его
интересы лежали в области соотношения языка и мышления, психофизиологических
эффектов. В поле его зрения оказались необычные
факты обучаемости животных,
проблемы возникновения и формирования сознания и интеллекта.
В научном студенческом обществе он сразу занялся "теорией лингвистической относительности" Сепира - Уорфа,
проблемами
моделирования мышления. Работая в НИИ, он создавал для компьютеров программы
искусственного интеллекта.
В 1969 году под влиянием работ академика А.И. Берга, занимался программированным
обучением. Это направление в то время сделало СССР лидером в области
педагогики 20-го века. Однако, после событий в Чехословакии и начала
арабо-израильского конфликта, под давлением АПН, эти направления были закрыты,
Научные Советы по кибернетике и программированному обучению ликвидированы.
Начиная с 1970 года почти во всех областях науки и экономики начался период
застоя.
Основные разработки и результаты:
1. Методы перинатального интеллектуального развития
ребенка (в период беременности от 4 месяцев до возраста 2 мес.)
2. Методы интеллектуального развития
новорожденного ребенка
3. Методы интеллектуального и физического
развития ребенка от 0 до 18 лет
О некоторых разработанных и представляемых
методиках и результатах:
- методика обучение профессиональному рисованию;
- рекомендации и результаты по оптимальному и феноменальному
физическому развитию детей и подростков - 1968 г.;
- непрерывное ползание при
«транспортировке» букв (игра «Принеси букву!») до
300 - 350 м. в возрасте 8-9 мес. (МИР, "Игра в
журналиста"), 1988г.;
- самостоятельное составление по списку слов из
букв магнитной азбуки с 1 года 2-х мес. (МИР, 1989г.);
- печатание на пишущей машинке с 1 - 1,5 лет
букв, слогов и слов по
списку (МИР, 1989 г., документы);
- печатание диктантов с 2-х лет (МИР,
1990г., документы);
- игра в шахматы - с 2-х лет (МИР, 1990г.);
- освоение периодической таблицы Д.И. Менделеева
как основы комплекса естественных наук) - в 2,5
года (МИР, 1990 г., документы);
- самостоятельное чтение и пение песен
по песеннику - в 2-3 года (МИР, 1989-1990 г., документы,
аудиозаписи);
- самостоятельное освоение нотной грамоты ребенком - в 3
года(МИР, 1990 г., документы);
- начало сочинения и записи простейших мелодий ребенком - с
3,5 лет (МИР, 1990 г.);
- самостоятельное печатание дневника - ребенком с 3-х лет (МИР, 1990 г.,
документы);
- свободное художественное чтение ребенком 2,5 - 3,5 лет, например, сказки
«Золотой ключик или приключения Буратино» А.
Толстого и поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина - в
3,5 года (МИР, 1990г., аудиозаписи);
- печатание сказок и сценариев- 4 года (МИР, 1991г.,
документы);
- печатание ребенком научно-фантастических сказок на темы
программы 5 класса - 5 лет (МИР, 1993г.);
- освоение принципов научного построения
общества - 5,5 лет (МИР, 1993г., документы);
- самостоятельное освоение математики к 7 годам в
объеме даже свыше программы 7-го класса (МИР,
1995г.,).
Отметим, что в середине 90-х годов (1996) некоторые мамы впервые самостоятельно обучили детей читать к
двум годам, пользуясь только книжками "Как
ускорить интеллектуальное развитие ребенка" или "Читать - раньше чем
ходить".
Кроме того, представление других приемов и
способов:
- Обучение речи и развитие голоса в два года -
1953 г.
- Приобщение ребенка к музыке и музыкальному творчеству - 1954 г.
- Обучение бизнесу с 7 лет - 1958 г.
- Применение пишущей машинки в воспитании ребенка с 8-ми лет
- Приобщение ребенка к химии и химическим технологиям с 8 лет - 1959 г.
Фотография
NV01. Консультация по
вопросам создания представительства в г.
Санкт-Петербурге. 1997 год. Кадр из учебного видеофильма для
руководителей региональных Центров "МИР ребенка".
Некоторые биографические данные:
- оканчивает отделение социологии ТГУ
(ФОП), социолог - 1969 г.
- с 1970 по 1974 - исполнительный руководитель философского общества Томского
университета; (рук. Сухотин, Чешев, Алякринский и др.);
- секретарь кружка формальной и математической логики (науч. рук.: Б. Родос, А.
Сухотин и др.);
- общество педагогической психологии Е. Сагатовской;
- оканчивает отделение журналистики - 1969 г.
Однако гуманитарные только помогают выявлять проблемы и оценить их социальную
значимость.
Для решения проблем необходимы естественно-научные и технические знания.
Расшифровка структуры ДНК позволяет предсказать, что вот вот будут раскрыты
тайны жизни и смерти человека. Было очевидно, что именно в области химии и
биохимии для решения всех проблем здоровья, избавления болезней и долголетия.
была нефтехимия. Даже элементарно позволило бы многократно увеличить объем за
счет сокращения вывоза срой нефти и увеличения производства продукции
нефтепереработки.
Одновременно с решением педагогических вопросов, сознательно решил заняться и
решить наиболее актуальную проблему тех лет: "Мы продаем не нефть, а
экспортируем доллары. Топить нефтью, говорил Д.И. Менделеев, значит топить
ассигнациями!".
Поэтому оканчивает химический факультет университета - 1975 г. по
специальностям: "химия" и "преподаватель химии".
- Начинает разработку системы сбора и обработки данных по минерально-сырьевым
ресурсам, на основе глобального моделирования процессов образования, миграции,
поиска и разработки месторождений, а также последующей и оптимальной переработки
нефти. Формулирует и решает проблему создания "системы оптимального поиска,
добычи и глубокой переработки нефти", которая позволяет более, чем в пять раз
повысить эффективность экспорта нефтепродуктов страны, за счет составлявшего
тогда свыше 70 % всего объема внешней торговли СССР.
- зав. научными подразделениями разработки и программирования банков данных - 1976
г., (27 статей, докладов и публикаций по тематике).
- научный руководитель Программ ГКНТ: "Академсеть", "Нефтехимия", 1980
- 1985 г.
Система СФИНКС была разработана и подготовлена к внедрению. По результатам
разработки и демонстрации комплекса банка данных и обработки информации
были получены золотая, серебряная и бронзовая медали ВДНХ. Однако реализовать
возможности уникальной по своему охвату системы, позволяющей планировать и
прогнозировать развитие народного хозяйства СССР не удалось: началась
перестройка и Госплан был ликвидирован.
- учредитель и генеральный директор СП "Интергеомодель". -
1989.
В начале 90-х годов П.В. Тюленев уходит из системы минерально-сырьевого
комплекса, не желая участвовать в начавшемся разграблении природных богатств
страны, поскольку был убежден, что населению можно помочь только изменив систему
образования.
- руководитель центра "Содействие развитию и воспитанию детей" - с 1991.
- программа "Начальное образование - к возрасту 4 - 5 лет" или "В пять лет - в
пятый класс"
- "Система методов интеллектуального развития ребенка (МИРР) как основа новой
системы образования". РАО - 1995
- "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?" - 1995
- "Читать - раньше, чем ходить" - 1996
и другие.
- разработка системы оптимального образования от 0 до 18 лет - 1998 г.
- концепция Соглашения религий (Конфессий) - 1998 г.
- Академия образования, социального и экономического развития;
- система бесплатного высшего образования.
|