| |
Читать
научить ребенка легче,
чем ходить и говорить.
(Законы
системы МИР)
Чтение для
ума - то же, что упражнение для тела.
Р. Стиль
Чтение и
размышление - это гимнастика ума. Гимнаст не уносит с собою из гимнастической
залы аппаратов, но выносит оттуда силу и гибкость, которые дает ему упражнение.
Так же и относительно чтения: не столько важно то, что мы выносим из книги и
удерживаем в памяти, сколько сила и искусство, которые мы развиваем чтением
книги.
О. Марден
Главные
результаты, на которые можно ориентироваться
родителям
В конце 80-х годов XX века в
России П.В. Тюленевым была создана и проверена на практике методика "Читать -
раньше, чем ходить", благодаря которой впервые в мире был преодолен рубеж
начала чтения и письма в возрасте одного года. Так была доказана гипотеза,
которую Тюленев выдвинул в 1970 году и которая следовала из теоретических
(кибернетических) и математических расчетов, что научить читать ребенка должно
быть легче, чем ходить.
В то время в официальной, традиционной педагогике
господствовало мнение, что ребенка можно начинать учить читать не раньше 7 лет.
Но во всем мире педагоги-новаторы тайно занимались
попытками научить детей читать. В США лидером был Глен
Доман, который утверждал, что ребенок только в 6 лет способен понять что такое
буква и поэтому он пропагандировал программы где детям предлагалось просто
запоминать слова целиком. Последователи Домана
готовили тысячи карточек большого формата со словами, которые они неустанно, по
14 раз в день показывали малышам.
Лидер европейских педагогов Мария Монтессори во всех
своих книгах и методических рекомендациях внушала, что ребенок до 3-х лет не
поддается педагогическому воздействию. С более подробными материалами об ошибках
и представлениях Домана и Монтессори, с приведением цитат и ссылок на книги и
документы этих авторов можно познакомиться на этом сайте на странице Анализ
методик раннего развития.
Надо сказать, что в России также были
педагоги-новаторы, которые не соглашались с представлениями Монтессори и
программами Домана. Так, в 1968 году Б.П. Никитин осторожно указывал, что первые
элементы чтения слов по буквам его дети проявили в 2,5
- 3,5 года. Тогда это было неслыханно и означало полный провал Академии
педагогических наук и всей политики образования в СССР. Поэтому вся система
Министерства просвещения и Министерства здравоохранения обрушилась на Бориса
Никитина и его детей - было опубликовано около двухсот статей, осуждавших
"эксперименты" Никитина. Кроме того, в Ленинграде с традиционной методикой
обучения чтению в первом классе боролся Николай Зайцев. Органы образования
как могли дискредитировали и высмеивали "кубики Зайцева". Доказывая
эффективность своей методики, Зайцев перешел в детские сады и постепенно пришел
к возрасту обучения чтению в 3 - 4 года.
Итак, только в России были расставлены все точки на "i"
- годовалые малыши осваивали буквы и печатали на пишущей машинке и компьютере
слова и простые предложения. Причем,
это было сделано с использованием методики,
специально разработанной для массового
использования в семьях с любым уровнем
достатка. Это было особенно актуально для
начавшего тогда политического и
экономического кризиса в СССР.
Для фиксации результатов
письма и чтения в этом возрасте П.В.
Тюленевым впервые была применена пишущая
машинка, а так же персональный компьютер IBM PC/XT.
Это позволило с 1989 по 1995 г. документально проследить развитие навыков чтения
и письма (печатания?), начиная с
годовалого возраста и до 7 лет.
Таким образом, в 1988 - 1989 г. на
практике было подтверждено, что обучение чтению
и письму не только возможно, но
и безопасно. Распространение и использование другими родителями методики "Читать
- раньше, чем ходить" доказало научную обоснованность и огромное
практическое значение рекомендаций
П.В. Тюленева, "системы МИР".
В ходе последующих многолетних
наблюдений негативных последствий
не было отмечено. Результаты
оказались значительно шире: сегодня мы
убеждены, что ранночитающий
ребенок проявляет разностороннюю
одаренность, оказывается феноменально
развитым во многих областях. Оказалось, что раннее чтение настолько увеличивает
интеллектуальный потенциал ребенка, что,
фактически, можно говорить о
возникновении новой, своеобразной эпохи в истории
человечества, которая характеризуется неожиданным и резким увеличением
возможностей человека. Полученные П.В. Тюленевым результаты позволяют
утверждать, что началась новая "эра Человека Читающего" с
возраста 1-2 года.
Поэтому, в 1992 году был создан Центр
"Содействие развитию и воспитанию детей" и была начата благотворительная акция
"Начальное образование - в 4-5 лет", которая продолжается и по настоящее время.
Если с 1992 по 1998 год Центр, через первые, тогда еще медленные, факс-платы и факсмодемы рассылал десятки тысяч телефаксов с бесплатно с кратким
описанием методики, во все уголки СССР и СНГ, то с 1998 - 1999 года Центр вошел
в состав Академии образования, социального и экономического развития и рассылает
краткие описание методики и информацию о современном состоянии рекомендаций
"читать - раньше, чем ходить" по электронной почте.
Дальше
| |
|