| |
Вам повезло: окончилась
трехсотлетняя война за способности и таланты ребенка
Естественно, возникает вопрос:
куда же до сих пор пропадают эти огромные возможности ребенка? Кто
виноват и что делать?
Изучение литературных данных показало, что борьба за
способности, одаренность и таланты детей длится более 350 лет. Эту детективную
историю можно было бы назвать: "Делом о похищении способностей и талантов
детей".
После открытия феномена
"Читать -раньше, чем ходить", был осуществлен поиск в
литературе сведений об исследованиях в этом же направлению. Оказалось, что
выдающиеся, прогрессивные педагоги-новаторы
Коменский, Ушинский, Макаренко, Никитин, Шаталов и другие, в иных
странах и временах говорили, что всё зависит от учителей, и часто на практике
доказывали, что причиной потери способностей детьми являются устаревшие методы
воспитания и обучения. Великими педагогами неизменно делался вывод, что во всем
виноват "традиционный подход" к образованию, укоренившийся только потому, что он
выгоден ряду высших педагогических чиновников чисто по экономическим причинам.
Как и когда возник этот опасный "традиционный" подход к развитию и
обучению? Чем он грозит вашему ребенку?
Расследование обнаружило, что сдерживать
своими ошибочными методиками способности и таланты детей "традиционные педагоги"
начали давно, во времена господства "цехового" разделения общественного труда,
когда врачи скрывали свои секреты от аптекарей и наоборот. С тех пор и в самом
педагогическом сообществе примерно каждые полвека появлялись выдающиеся
педагоги, которые отрицали старые, традиционные методы.
Впервые разоблачил "цеховые секреты" Ян Амос Коменский,
предложивший в "Великой дидактике" современное построение общего
"энциклопедического образования". Еще в 1640 году Коменский, вопреки
общепринятым тогда представлениям, утверждал, что ребенок уже к 6-ти годам (!)
должен уметь читать, писать и считать. В те времена происходило примерно тоже
самое, что и сейчас: в домашних условиях обычные родители совершали чудеса
родительской педагогики (Моцарт, Паганини и многие другие). Но, в то же время,
педагоги расписывались в несостоятельности, в невозможности сохранить и развить
таланты. Они предлагали уповать на бога, списывая все неудачи на отсутствие
"дара божьего".
Одновременно с проектом нового содержания
образования, великий чешский педагог и священник, Ян Коменский заявил, что
традиционные методы преподавания совершенно не годятся для обучения детей и они
должны быть изменены в пользу игровой формы. Он уже тогда предложил конкретный
вариант перестройки методического обеспечения для школ. Кстати, этот вариант
следовал в качестве частного случая из системы МИР, где реализована система
игрового обучения, например, истории, для рано читающих детей возраста от 2-х -
4-х лет (видеоматериалы
записаны
в 1991 году).
Познакомившись с материалами комплекта
РК МИР-2, вы также сможете обсудить аудио- и видеодокументы по
результатам методик Тюленева на
региональных форумах раннего развития детей по
системе МИР.
Однако, поразмыслив, европейские педагоги
ответили, что обучать детей "в игровой форме" будет слишком просто и этим смогут
заниматься все, кому не лень, и даже, не дай бог! - родители, в результате
высокое звание педагога пострадает. Таким образом, в середине 17-го века
европейское педагогическое сообщество решило, в целом, сохранить
традиционную систему обучения, в противовес новаторским, прогрессивным идеям.
Вместе с тем, тогдашние педагоги приняли научное, энциклопедическое, по сути,
содержание образования, предложенное Коменским. С тех пор девизом традиционных
педагогов стало: "Давать больше, но делать это - по старому".
Вот так пути науки, научного прогресса и
"традиционной педагогики" разошлись, можно сказать, диаметрально. В связи с
возросшим содержанием учиться детям стало труднее, поскольку сохранились старые,
негодные методы обучения 17-го века.
Вот тогда-то официальная
педагогика и стала называться "традиционной" или "консервативной". Её главная
черта: отрицание высокого умственного потенциала, неверие в способности ребенка.
В последующие столетия среди противников традиционного подхода к
образованию, предложивших свои методы, были Песталоцци, Ушинский, Монтессори,
Дьюи, Макаренко, Сухомлинский, Никитин, Шаталов, Зайцев ... и множество других,
менее известных прогрессивных педагогов и воспитателей.
Споры между педагогами - новаторами и учеными, с
одной стороны, и традиционными педагогами
продолжались более 350 лет. Основным
аргументом у традиционных педагогов остался прежний: "Если все дети будут
способными, то кто же будет работать?". Этот аргумент не имеет ничего общего с
интересами родителей и общества, тем более в эру высоких технологий. Решить его
могут только родители, которые теперь могут отдать ребенка либо в "традиционный"
детский сад или школу, либо в современный, по "системе МИР".
|