Отправить предложение по
содержанию этого ^ баннера - Да
|
|
О теории классмиров Специальная страница (для психологов и педагогов) Классы и уровни игры в системе МИР Главное, что нужно знать родителям, это
те возможности интеллектуального развития,
которые может и должен достигнуть их ребенок. Тем более эту теорию необходимо начать изучать специалистам: педагогам, воспитателям и няням, гувернерам. К каждому классмиру - возрастному периоду нужно относиться как к своеобразному микрокосмосу, потому что созревание новых структур головного мозга ребенка, действительно, открывает для него совершенно новый мир, который ваш младенец, малыш начинает немедленно осваивать. Взрослые должны научиться понимать это, и постараться создать оптимальные условия своему ребенку для освоения этого нового мира, превратив его в классмир. Упустите момент - темпы развития ребенка снизятся, "поезд придется догонять". Тот, кто когда - нибудь догонял поезд, знает что это такое. Во - первых, классмиры включают в себя
одновременно и достижения психологии - теорию
Л.С. Выготского о "зонах ближайшего и
актуального развития", и системно -
деятельностный подход Эльконина - Давыдова", с
одной стороны, и естественнонаучные данные
возрастной физиологии и психофизиологии, с
другой. Популярно о теории классмиров В каждый период своего
развития, в каждый конкретный момент времени
ребенок уже что-то может делать, и для него это
"зона актуального развития", но что-то
ему недоступно, хотя физически совершить новую
операцию он уже может. Но сегодня он может делать
только то, чему вы его вчера научили, или он
научился случайно. Теория классмиров учит родителей
предвидеть ВСЕ ближайшие действия малыша,
которые будут способствовать его максимальному,
то есть, оптимальному развитию. Я думаю, всем
понятно, что если МАКСИМАЛЬНЫЕ темпы развития
для малыша Вами не обеспечены, то значит,
они не
являются ОПТИМАЛЬНЫМИ в смысле его
интеллектуального развития. Какова наиболее удобная, целесообразная периодизация развития и обучения ребенка от рождения до достижения совершеннолетия и получения высшего образования? Что взять за основу деления всего возрастного периода от 0 до 18 -ти лет на отдельные стадии? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к общеизвестным фактам, которые почему-то не принимаются во внимание традиционные педагогами. Во-первых, не принимается во внимание факты, свидетельствующие о том, что повсеместно у детей наблюдаются разные темпы развития в отношении таких видов деятельности, как, например, музыкальная, изобразительная и т.п. Причем, дети могут достигать удивительного совершенства почти во всех известных видах деятельности: в музыке (Моцарт, 6-8 лет), в рисовании (Н. Рушева и др.), в чтении и сочинительстве и письме (Л. Тюленева, 1,5 - 4 года), в математике (Э. Галуа, Н. Боголюбов и др.) Еще большее разнообразие наблюдается в показателях физического развития - различия здесь достигают 1-2 порядков (в десятки и сотни раз). Кажущаяся самостоятельность развития различных функций привела к тому, что американским психологом Гарднером была предложена теория множественности видов интеллекта: физический, художественный, математический и другие. Тем не менее, во всех приведенных примерах наблюдается общая закономерность: развитием феноменальных способностей занимались родители. Причем, делали они это по-разному, в зависимости от своей подготовленности, своих интересов. Возникает закономерный вопрос: а можно ли развивать все способности ребенка одновременно? Накопленные факты и опыт позволяет ответить определенно: да, безусловно, можно развивать все качества в ребенке одновременно, помогая тем самым, стать ему гармонично развитой личностью. Во-вторых, очевидно, что степень развития того или иного вида способностей кажется независимой от возраста. Таким образом, выделение возрастных периодов не должно быть главным, иначе мы совершаем насилие над личностью ребенка: четырехлетний ребенок имеет право, если захочет и сможет, освоить программу начальной школы, десятилетний - поступить в вуз, восьмилетний - написать симфонический концерт... Было бы естественным, чтобы границами были бы имевшие в действительности в истории реальные достижения человека. Но большинству родителей нет дела до теоретических рассуждениях об абстрактных способностях и видах интеллекта, но всем понятны такие вещи как профессия, квалификация ... Поэтому, в системе МИР вместо “предметов” ребенком осваиваются профессии. Тем самым решается проблема ранней профориентации. Какая схема была осуществлена на практике и показала наивысшую эффективность? Для удобства в системе МИР используется наиболее практичная, простая и естественная периодизация интеллектуального развития ребенка, в которой различаются десять стадий, охватывающих весь период от рождения до совершеннолетия. Выявленные периоды соответствует основным этапам освоения ребенком окружающего физического и социального пространства, с одной стороны, и дошкольным, школьным, вузовским программам, с другой. Предлагаемые стадии могут служить ориентиром: они предложены на основании практического опыта родителей. Рассматривается случай максимально благоприятного стечения обстоятельств, когда родители в достаточной мере освоили рекомендации системы МИР. Важнейшие стадии интеллектуального
развития Существует множество теоретических и практических вариантов разделения возраста ребенка (от 0 до 18 лет) на стадии, периоды развития и т.п., которые изложены во многих учебниках. Такое многообразие само себе говорит о том, что эти предложения носят условный, субъективный характер, который зависит от опыта и теорий предложивших их воспитателей, педагогов. Одну из наиболее неудобных,
несоответствующих потребностям развития
ребенка, использует традиционная система
образования, предусматривающая десять классов,
произвольно взяв возраст начала обучения с
7 лет и так же искусственно распределив
учебный материал на десять лет жизни. Эта
традиция сохраняется по меньшей мере с 17
века и, по мнению многих специалистов, она
не имеет ничего общего с научным подходом к
образованию, начало которому было положено
Я. Коменским в середине 1640 - 1650 годах.
Научная педагогика еще тогда
констатировала, что нормально
развивающийся ребенок к возрасту 6 лет
ребенок должен уметь читать, а также
считать до 60-ти. Сегодня возраст, когда
достигаются эти показатели равен одному -
двум годам, и ничего в этом особенного нет:
некоторые родители и дедушки получили
чтение в ... 9 месяцев! Между нами говоря,
некоторые родители мне демонстрировала,
что ребенок легко распознает буквы и слова
еще раньше. В системе МИР для практического
применения используется наиболее естественная,
простая, “родительская” периодизации, с которой
сталкивается каждый родитель, который ежедневно,
на протяжении 18 -ти лет, заботится о своих детях. “Родительская” периодизация
и краткие |
|