Отправить предложение по
содержанию этого ^ баннера - Да
|
|
МИР в общеобразовательной школе школе Серия 3. Антизатратные педагогикаОтрывки из книги: "Пути создания условий для творческого развития учащихся средней школы" Содержание 1: Что думают развитые дети о
преподавании основных предметов? 1. Что думают развитые дети о преподавании основных предметов? - Ну, это для разных предметов по-разному. Самое главное, мне кажется, нужно организовать учебу так, чтобы от нее сразу была какая-то польза ребенку, родителям, - семье в общем... Например, по естествознанию это должно быть так: прошли уроки по домашним растениям -- дети тут же начинают выращивать полезные растения для заваривания чая, для получения витаминов зимой и т. д.; изучили лес -- все ученики после этого раз и навсегда должны иметь план -- где и когда собирать полезные, лекарственные растения и знать, что с ними дальше делать. Бабушке от давления, детишкам от живота, маме для успокоения и так далее. А так не учеба получается, а трата времени. В городе постоянно то пыль, то запахи неприятные. Почему нас не учат, как с этими загрязнениями бороться? Почему нас в школе не учат, как найти, откуда эти газы идут и как прекратить эти безобразия? Я в "Развитие Русской цивилизации" играю и знаю, что как только город имеет много производств и имеет фабрику -- без очистительных сооружений ему никак не обойтись, я их заранее начинаю строить... - А можно ли математику сделать более интересной? - По математике вообще надо все поменять. Правда, сейчас появились интересные разделы: рассказывают, как заниматься построением математических моделей. Но это надо начинать раньше и сделать гораздо интересней. Когда я была во втором классе - до того, как мы решили сдать экзамены экстерном, я начала писать "Котоматику". Это очень интересная математика для малышей. Там несколько котов-математиков делают все, что нужно для построения математических моделей. С чего начинается математика? С задач. Но чтобы до задач дойти, нужно поставить цель. Значит, нужен котоматик по имени Целеполагатор. Потом нужен Выделятор - это котоматик, который выделяет из окружающего мира и из воображаемых предметов конкретные объекты. Определятор их определяет, Нумератор нумерует то, что надо. Потом Задачатор формулирует задачи, используя математические модели. Нужен еще Теорематор - когда нужно доказать, показать на бумаге, что такие-то неочевидные утверждения верны. Аксиоматор выделяет из всех утверждений-определений такие, которые сами очевидны -- их не нужно доказывать. Наоборот, все будет построено из этих аксиом -- всегда правильных утверждений. В конце концов получаются цепочки правильных утверждений на языке котоматиков. Это команды, программы действий этим котяткам. И если все эти команды правильные, то теорема считается доказанной. Так можно проверять свойства объектов, которые невозможно потрогать, пощупать: целеполагатор ставит цель: построить математическую ("котоматическую") модель. Например, Теорематор утверждает, что если шар имеет вес, он всегда будет катиться по неровной поверхности. Доказатор должен это доказать, то есть составить цепочку правильных – истинных -- утверждений, из которых следует, что шар будет катиться всегда, если ему ничто не помешает. Несколько теорем могут составить уже математическую теорию, например, теорию движения шаров. Здесь нужен кот Теоретикатор. Освоение математики будет интересным и легким, если дети будут играть в котоматиков -- каждый будет играть то одну, то другую роль. И так они освоят все операции, которые нужно знать, чтобы строить и использовать котоматические, т. е. математические модели в своей жизни. Кстати, для этого нужен еще и кот по имени Прикладнатор. - И все-таки, какой, по-твоему, самый главный недостаток в изучении математики в 5-м классе? - Много писанины. Нужно сократить всю писанину -- зачем детям писать много слов, если каждый ребенок с удовольствием согласится их сократить? Так дети быстрее привыкнут к математическому языку. Ведь ясно же, что все математические знаки и символы -- просто сокращения слов и даже целых предложений?.. - Я полностью с тобой согласен. Можно я напечатаю в Приложении отрывки из твоей книжки про котоматиков? - Конечно, но только там еще многого не написано, а времени нет... - Думаю, что найдутся учителя, которые допишут то, что и так ясно. Какую игру, развивающую математическое мышление, ты бы порекомендовала в детском саду и в школе? - Мне кажется, любой учитель в школе или воспитатель в детском саду мог бы организовать игру в котоматиков. Пусть хоть немного поиграют, зато навсегда запомнят самые простые мыслительные операции, которые нужны для построения математических моделей. 2. Почему не все дети хорошо учатся? Итак, из свидетельства ребенка мы видим, что: 1. Для детей остаются неясными главные вопросы: для чего, в общем-то, нужна школа? Ну понятно, для того чтобы учиться. А учиться-то для чего? В условиях, когда повсюду нашим детям навязывается антиинтеллектуализм, им нужны гораздо более сильные стимулы и установки, чем просто аргумент "надо!". Возьмите, к примеру, достаточно четкие установки, которые действуют в развитых странах: 1) "Для того чтобы разбогатеть, стать миллионером" (США). 2) "Для того чтобы был порядок: дома, на улице, где живешь, в стране" (Германия). 3) "Для того чтобы несмотря ни на что, сделать Японию самой сильной, могучей страной на планете". 4) "Для того чтобы наша страна стала самой великой в мире" (Китай). Имеются и другие установки: "Для того, чтобы наша страна владела миром". "Для того, чтобы наша страна была свободной!" и т. д. И все это -- реальные установки, которые дают учителя и родители детям в конкретных странах. Познакомиться с некоторыми особенностями обучения в разных странах, Вы сможете по книге: М. Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., Высшая школа, 1992. (Хотя это капля в море. Обширные математические исследования несуразностей в историографии, проведенные в МГУ в последние пять лет, доказывают, что история Руси заранее писалась в основном теми, кто мечтал быть ее колонизаторами.) 2. Преподавание не увлекательно. Если говорить точнее, преподавание многих предметов должно быть более развивающим. Эти проблемы всем известны, вся педагогическая наука занимается решением этих актуальнейших проблем -- скажут многие специалисты. Но давайте будем принимать во внимание конечный результат: десятки тонн книг были написаны по методике дошкольного обучения и воспитания, и нет никаких сомнений в том, что эти авторы добросовестно исследовали, трудились. Суть не в этом - время не оставило нам других шансов: чтобы нам подготовить население России к выживанию в современном мире, необходимо менять подход. Спорить уже некогда, я призываю просто начинать использовать наши рекомендации и задавать вопросы, вступать в дискуссии ПО РЕЗУЛЬТАТАМ, а не по теоретическим рассуждениям. И еще раз напоминаю: наши рекомендации таковы, что не потребуют огромных специальных затрат - они рассчитаны на любые школы, предназначены для всех преподавателей. Мы провели анализ концепций, которыми руководствуется сейчас Министерство общего и профессионального образования и убедились, что многие позиции совпадают, однако наши рекомендации, как показывает практика, решают большинство проблем, стоящих перед дошкольным и школьным образованием. В министерстве же они будут числиться в числе нерешенных до тех пор, пока на них не будут затрачены миллиарды рублей из бюджета. А поскольку денег нет, то на официальное решение этих проблем рассчитывать не приходится. Вам нужно действовать самим: во всем мире накоплено немало решений. Конечно, нам не все удалось сказать в этой книге, но, как говорится, не все сразу. Желающие добиться успеха могут обратиться к нам за помощью и дополнительными консультациями и пособиями. 3. Что делать руководителям и учителям школ для интеллектуального развития детей?
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1. НЕОБХОДИМО ВО ВСЕХ ШКОЛАХ, ГДЕ ЭТО ВОЗМОЖНО, внедрить методику игровой оценки качества усвоения знаний – программу "Развитие русской цивилизации" (РРЦ). А возможно это везде. Директора школ в самых отдаленных районах должны понять, что в их руках будущее русской цивилизации - дети, которых они обязаны приобщить к современному уровню развития человечества. Кто-то попытается оправдать свое бездействие тем, что, мол, компьютеры - дорогое удовольствие. Нет! Наши рекомендации рассчитаны на использование списываемых персоналок типа IBM AT-286, 386, 486 которые любая школа в любой деревне сможет достать теперь бесплатно или почти бесплатно - нужно только вовремя заняться этим. Что касается программного обеспечения, тут и вовсе просто: приобретая один экземпляр программ, Вы легко сможете их скопировать и использовать. Ориентироваться можно на незащищенные версии представляющие, однако, бесценное сокровище для учебного процесса. На первом этапе применения развивающих методов в Вашей школе мы рекомендуем использовать компьютерные системы, и в первую очередь "Русскую цивилизацию". Этот программно-методический комплект могут вам поставить представительства нашего Центра в вашем регионе. Кроме того, Вы всегда можете обратиться к нам. Поскольку не во всех школах достаточно компьютеров, используйте настольные развивающие игры, которые помогут развивать познавательную активность учащихся: "Чудовище", "Менеджер", "Геополитика", "Белая ворона" и другие. Что делать с этим минимальным "Развивающим школьным комплектом ? 1", в состоянии разобраться любой педагог. Методика использования: 1. Вводится игровой час. 2. Дети разбиваются на группы, и составляется график проведения игр. 3. Обязательно ведется журнал успехов. 4. Организуйте систематические школьные турниры, олимпиады по этим играм. 5. Устраиваются соревнования между группами, классами. 6. Результаты демонстрируются на специальном стенде. Освободите компьютеры от многочисленных бессмысленных "игралок", крадущих время учеников. 2. Разрешите и поощряйте сдачу экстерном школьных курсов в случае, если учащийся записался в какой-нибудь кружок и хочет позаниматься, то есть развить свои творческие способности. 3. ОСУЩЕСТВИТЕ МЕТОДИЧЕСКУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА. Обсудите и внедрите рекомендуемую нами модельно-лингвистическую концепцию: для этого не потребуются какие-либо материальные затраты, но качество обучения и усваиваемость резко возрастут. Вы и учащиеся воочию увидите сквозную связь наук, сможете обогатить свое мышление, приступить к его развитию. Сущность модельно-лингвистической концепции Все предметы в школе рассматриваются как последовательное и поэтапное развитие важнейшего навыка для человека: умения моделировать. 1) Рисование - первый, начальный уровень представления моделей окружающего мира. Рисунок - это графическая модель части окружающего мира. В сущности, если рассматривать рисунок под микроскопом, ничего не увидишь, кроме сгущений точек, частиц грифеля или типографской краски. Таким образом, карандаш - это средство для нанесения множества точек. 2) Русский язык средство построения языковых моделей окружающей действительности. 3) Литература. Сказки, рассказы, романы сложные модели динамических процессов, сюжетов из реальной жизни и фантазии. 4) Риторика — предмет, развивающий у детей навыки ведения словесной борьбы - модели диалогов. 5) Естественные науки — построение естественнонаучных моделей окружающего мира. 6) Математика — система количественного моделирования на листе бумаги. Позволяет сформировать навыки построения математических моделей и решения с их помощью прикладных задач. Далее следует "зияющий провал" в современной концепции школьной педагогики. Почему? Ведь именно отсюда начинается катастрофический отрыв теории от практики, в результате чего подавляющая часть знаний, полученных в школе, никогда больше не используется в жизни. Получается удручающая по своей сути картина: в среднем никогда не используются около 80% знаний. Это колоссальные "непроизводительные" потери: кто же останется равнодушен к тому, что почти 5 ученических лет — годы напряженного труда — оказываются почти вычеркнутыми из жизни? Конечно, определенная избыточность запаса знаний необходима, но разве школа не может попытаться научить своих воспитанников использовать полученные знания? Следует ввести новые предметы или факультативы, которые поднимут на качественно новый уровень любую школу: в такой школе проснется дух творчества. РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС ШКОЛЬНОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 1. Театральная режиссура — практика использования языковых, звуковых и других моделей. Сценарии, пьесы, песни, музыка, риторика, художественное оформление. Трудно себе представить предмет, более полезный в школе, чем этот. Самый эффективный путь — начать занятия в форме систематического проведения состязаний "Клуба веселых и находчивых". Состязания типа КВН - это быстрое начало, включение в синтетическое моделирование. 2. Режиссура и кинематограф. Язык кинематографа - это гармоничное естественное объединение целого ряда языков моделирования. Кинофильмы, видеофильмы следует рассматривать как следующий уровень моделей, которые включают в себя графические, языковые, музыкальные и другие модели. Темы кинофильмов и видеофильмов позволяют охватить моделированием все вопросы, которые вы хотите поставить перед детьми. 3. Компьютерные модели - высший уровень развития языков моделирования, который включает в себя рассмотренные ранее языки и типы моделей. 4. И, наконец, общественные науки. По существу занимаются созданием и использованием социально-политических моделей. Этот этап представляет собой высший уровень моделирования. Итак, мы сделали обзор всех НЕОБХОДИМЫХ развивающих предметов, которые можно ввести в школе, не увеличивая нагрузки на детей. Но всего этого оказывается недостаточно для того, чтобы приобретение знаний в школе носило массовый творческий характер. 5. Необходимо ввести новый развивающий предмет "Социальное физическое моделирование" (СФМ), и сделать это можно без каких-либо затрат, согласований и разрешений. Теоретической и методической основой "Социального физического моделирования в школе" может быть для вас наша концепция формирования социальных опорных образов. В советской школе имеется большой опыт такого моделирования, однако, к сожалению, он не был достаточно разносторонним. Вспомните — это, прежде всего система старост и звеньевых, общественно-политические организации: пионерская, комсомольская и другие. 4. Что такое «социально-физическое» моделирование в школе? Для создания регулируемого развивающего общения мы рекомендуем помочь учащимся организоваться в новые школьные социальные институты. Многие из этих воспитательных и развивающих структур имеют давние традиции, и для того чтобы их организовать, у педагогов имеется опыт и соответствующие рекомендации. Но если говорить действительно об ускорении развития творческого мышления, то в первую очередь обратите внимание на организацию в классе именно творческих организаций. Помогите детям подготовить и обсудить соответствующие, очень простые — на одну страницу — "Уставы" и "Планы работы". В дальнейшем в эти документы могут вноситься все новые и новые изменения и дополнения. Перечислим некоторые основные социальные структуры, которые можно сформировать в любом классе: Художественно-творческие и прочие организации: школьный театр, хор В школьном классе, так же как и в любом обществе, представлены, как правило, все типы характеров и темпераментов. По нашему мнению, лучшая классификация психотипов приводится в астрологических комментариях. И если кто-то из учеников не находит для себя места для самовыражения в СФМ, то это недоработка классного руководителя и директора. Придумайте новые, подходящие социальные роли, должности в игре. Можно даже осуществлять перемещения из класса в класс. Целью мероприятий СФМ является раннее формирование опорных образов социального поведения. Если говорить в самом общем виде, то СФМ помогает учащимся осваивать начальные понятия об элементах устройства демократического и иных моделей общества. Реализация СФМ на практике осуществляется путем деловых игр и других приемов. Много лет назад в школах существовали пионерские и комсомольские организации — все без исключения педагоги, кроме получающих зарубежную помощь, с сожалением вспоминают об этой утрате. Стыдливо молчат нынешние идеологи, что моральный кодекс строителя коммунизма являлся фактически калькой христианских заповедей. Что сейчас? Зияющая пустота, бездуховность, всеобщая боязнь, оглядка на "дядю Сэма", всеобщее потакание уничтожению культуры огромного народа. Кто же, как не учителя, должны учить следовать зову, требованию своей совести? Ну давайте создадим "Моральный кодекс строителя капитализма". И что же? Разве поднимется у кого-то рука написать "человек человеку — волк"? Нет, всеобщая декларация прав человека и гражданина — все те же христианские, и не только, общечеловеческие заповеди, ценности. Так почему же мы молчим и бездействуем, глядя, как кто-то цинично и безжалостно уничтожает духовную, этическую, моральную основу страны? Надо срочно возродить в школе практику формирования навыков социального, общественного поведения и самоуправления. В иерархии методов интеллектуального развития эти методы можно назвать системой социально-физического моделирования. В классе и в школе можно отработать все типы организации общества: деспотические, капиталистические, коммунистические, демократические. Исходные опорные образы различных систем управления обществом дети лучше всего осваивают в процессе игр и соревнований в "Цивилизацию". Если класс имеет опыт занятий с этой системой моделирования, вам останется только распределять в определенные периоды "социальные роли" среди учеников в классе. Эта система позволяет детям чрезвычайно быстро освоить первичные навыки управления в условиях различных моделей общества. 5. Что говорят о СФМ дети? Они считают, что учителя должны не только инициировать, но и участвовать в реализации моделей социального развития класса. На эту тему у нас разгорелся спор с девочкой Ларисой. Я заявил, что все-таки, для ускорения развития детей в школе перечисленных методов моделирования недостаточно. Для практического освоения получаемых в школе знаний нужен еще один, главный метод: социальное моделирование, без этого настоящего развития и воспитания детей не получится. Если ученики будут играть в школе в компьютерную игру "Развитие русской цивилизации", они будут знать, о чем заботятся в стране президент и министры. - Лариса, я считаю, что в классе надо обязательно выбирать "министров", чтобы дети начинали понимать, что это такое. Тогда они, даже смотря телевизор, начнут быстрее развиваться, думать, что еще полезного или интересного сделать для класса… - В нынешних условиях это возможно, если только "президентом" будет учительница. Если даже дети выберут "классное правительство", они не будут его слушаться! Посмотри, что происходит на переменках: основная масса детей носится как сумасшедшие. Один раз классной руководительнице из соседнего класса пришлось на время заменить нашу учительницу. Пока она назначала "учительницей" нашу девочку Наташу, все было тихо, слышно было, как муха пролетит. Все сидели как самые примерные отличники. Но как только закрылась дверь в соседний класс, мгновенно раздался рев из тридцати ученических ртов! Все не просто кричали, а при этом на головы лезли друг другу! Если бы наша школа была в пять этажей, то и на пятом этаже был бы слышен этот гром! - А если бы в это время пять или шесть учеников достали интересные игры и начали играть с соседями? - Часть учеников, конечно, присоединились бы к ним. Но гораздо больше носились бы и мешали. Вот если бы 80 процентов учеников были привязаны к партам, тогда бы им пришлось играть в настольные игры. Без присутствия учительницы ничего не получится: учитель должен быть "президентом", пока дети не дорастут до сознательности. - Что же предпринимают учителя, если ученики отвлекаются? - Например, учительница по литературе делает просто: когда мы радостные и перевозбужденные идем к ней в класс после физкультуры, она просто ставит нас, и мы стоим, пока не успокоимся. Проходит минут пятнадцать. Тогда она и говорит: "Ну, теперь начинайте рассказывать стихотворение, которое мы должны были выучить по плану урока, пока вы тут шумели и веселились! " Но получается что-то не то: все занимаются, а мы почему-то в это время стоим, как пеньки в лесу. - А если бы ученикам предложили на выбор КВН, игру в "Гладиаторы" или "Шахматный турнир"? - Но нужно ведь заниматься. Многие девочки, все-таки, и на переменах не носятся - готовятся к следующему уроку. 6. Что говорят педагоги о СФМ? Многие из них с сожалением вспоминают о временах, когда в школах действовали общественные организации, которые, во-первых, помогали учебному процессу, во-вторых, помогали воспитывать детей в духе христианских заветов: "человек человеку друг, товарищ и брат, и т. д., и в-третьих, развивали у детей представления об элементах демократических форм управления обществом: собрания, выборы, решения, исполнение и т. д. Здесь, как говорится, из песни слов не выкинешь, что было — то было… Но эти модели общественной организации - лишь небольшая, хотя и очень важная часть системы социально-физического моделирования, которая должна существовать и развиваться в каждой современной школе. Конечно, десятилетиями отработанная методика организации школьного процесса — удобная вещь. Тем более что все находится под строгим контролем. Однако одни педагоги умудряются будить и поддерживать творческое начало, и дети вспоминают об этих педагогах как о светлом "луче в темном царстве". Другие давно уже "перегорели", не стремятся выходить за рамки традиционно рекомендуемых мероприятий. По данным Б. П. Никитина, даже в одной и той же школе коэффициент интеллекта учеников разных преподавателей может быть существенно различен: различия не на проценты, а в два-три раза. Творчески мыслящие учителя находят и предлагают множество приемов активизации творческого мышления учащихся. Но реакционная затратная образовательная система губит и преследует этих учителей. Из того, что действительно, по нашему мнению, заслуживает особого внимания, я бы отметил опыт завуча старших классов школы ? 705 г. Москвы. Там в седьмом классе организован действующий "Ученый совет" со своим уставом, и дети с увлечением представляют свои научные разработки. Проводят в соответствии с утвержденным регламентом заседания, где выступают соискатели и оппоненты, а лучшие работы рекомендуются для публикации в школьном научном журнале. Естественно, понадобилось организовать "редакцию научного журнала" и т. д. Конечно, подобные примеры можно найти во многих городах. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ В ШКОЛЕ. Являясь прикладной наукой, педагогика всецело зависит от того, что "говорят" другие смежные и фундаментальные по отношению к ней науки. Худший вариант, когда педагогика начинает сама себя контролировать и регулировать поступление знаний из других наук — так обстоят дела во многих государствах и, к сожалению, в России. Сейчас наступило время, когда учителя не могут ждать готовых рецептов методических советов: слишком много нового появилось за последние два-три года дадут - система всего этого еще не осмыслила. Хуже того, она не способна этого сделать, так как катастрофическая нехватка средств делает ключевые звенья системы продажными. Дело дошло до того, что если какое-нибудь порнографическое общество или мерзопакостный фонд заплатит, то начальники бесстыдно "отдают распоряжение" по обучению любым развратным действиям… в школе! И наплевать им на будущее детей — лишь бы сегодня выжить им самим! Нужна ли родителям такая система? Мне, как родителю, не нужна. Педагогам следует самим следить за новинками и смело опробовать прогрессивные рекомендации. Мы с благодарностью примем и учтем ваши предложения и опыт, постараемся лучшие достижения сделать известными всем специалистам. Можно выделить следующие группы основ ускоренного развития школьников: 1. Медицинские и физиологические основы Они требуют значительно большей физической активности школьников, чем та, которую им удается проявить в школе; значительно большую часть времени нужно уделять активным методам. 2. Психологические основы Нельзя ребенка рассматривать по старинке, как объект психологического воздействия и наблюдений. В дело идет развивающее общение, а это предполагает активное участие в процессе самого ребенка больше, чем учителя. 3. Гносеологические и информационные основы Если опустить пространные рассуждения по философии, логике и психологии обучения и оставить главное этой тематике, то, скорее всего, вы придете к выводу, что для совершенствования школьного образования просто необходимо применить модельно-лингвистический подход. Последствия его применения просто невозможно переоценить, и я не стану пугать традиционных педагогов: он достаточно прост для усвоения. Таковы краткие замечания по основам ускоренного развития. Сколько бы мы ни занимались теорией, важнее всего сделать правильные практические выводы. Всю сумму теории можно выразить несколькими следующими утверждениями: - только искренняя вера в ученика даст ему возможность развиться, раскрыться. - учитель должен чувствовать себя слугой развития, а не системы образования. Как судья должен служить закону, так и педагог должен служить развитию. Итак, все теоретические изыски учителя превращаются в веру в ученика: Ученики хотят и могут писать стихи не хуже тех авторов, которых изучают. Предложите им сделать это, предлагайте каждый день, и вы сами убедитесь, что это так. Если хотя бы 100 000 учителей будут делать это ежедневно, то в стране каждый день будут появляться 100 000 стихотворений, из которых 100 или 10, а может быть, и 1000 окажутся гениальными. Ученики могут и хотят писать рассказы, сообщения, репортажи, ставить в них острые социальные проблемы. Взрослые на это не годятся — они слишком заняты. Ученики могут создавать художественные произведения не хуже изучаемых художников. И не уставайте ждать от них таких результатов! Ученики могут наблюдать за природой и составлять рекомендации по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов. Ученики могут и должны иметь возможность писать сценарии, снимать видеофильмы, играть роли и быть режиссерами. Ученики могут и должны уметь исполнять различные социальные роли. Принцип создания новой атмосферы в школе прост: для того чтобы развивать интеллект и творческие способности учеников, нужны интеллектуальные игры, но не абстрактные, а те, что пригодятся им в жизни. Это, прежде всего, относится к так называемым интеллектуальным профессиям. Самое страшное для России — появление эстетствующих невежд, оторванных от практики, "пудрящих мозги" нашим детям с экранов телевидения и со страниц газет и журналов. Где здоровая конкуренция? Если вы обратитесь к нашим рекомендациям по дошкольному развитию, то увидите полную преемственность семейного и дошкольного обучения: почти все упомянутые игры начинаются с самого младенчества. Наш опыт показывает, что после них в школу уже приходят почти готовые профессионалы: писатели, художники, режиссеры… Встречайте их и займите достойными заданиями, конкретной творческой деятельностью!
|
|