Уважаемый редактор и журналисты издания!
Ваших читателей и подписчиков может
заинтересовать систематическая информация о
важном гуманитарном открытии в области
всеобщего образования, поскольку традиционное
обучение, и тем более вводимая в некоторых
странах “двенадцатилетка” в школах критикуется
значительной частью самих педагогов на том
основании, что эти образовательные системы
существенно снижают интеллектуальный,
творческий и экономический потенциал общества.
Мы бы хотели получить отзывы от Вас и Ваших
читателей по той теме, которая никого не
оставляет равнодушным и требует активного
участия. Направляем вам следующие краткие
материалы:
1. Бесславный конец “двенадцатилетки”
2. Нет проблемы одаренности - была проблема
правильного развития ребенка
3. Высшее образование - до восемнадцати лет?
4. Родители всех стран объединяйтесь для
освобождения способностей и талантов своих
детей!
5. Самое замечательное гуманитарное
открытие века?
6. Что делать родителям для развития детей
талантливыми и одаренными?
**************
1. Бесславный конец “двеннадцатилетки”
Похоже, с вопросами о двенадцатилетнем
обучении в школе ближайшее время будет
покончено: появились новые, эффективные и
доступные не только учителям, но и родителям
методы воспитания. система МИР. Педагогическое
сообщество находится в легком шоке и всячески
замалчивает это событие: в России с 1997 года в
высших учебных заведениях уже учатся студенты в
возрасте 9 - 11 лет! Хранится молчание и о том, что
вот уже в течение десяти лет повсюду в России
дети с радостью начинают свободно читать ... с
двух лет, пишут диктанты, печатают собственные
сочинения ...
Эти и другие результаты системы “Методов
интеллектуального развития” (МИР), предложенной
Академией педагогов - новаторов после сорока лет
исследований и апробации, стали честным ответом
независимых русских педагогов и американских
врачей на абсурдную и катастрофическую по своим
последствиям идею увеличения сроков среднего
образования на два года. В педагогическом цехе
смятение и замешательство, преобладает, прямо
скажем, странная, хотя и вполне понятная реакция:
“Вы же оставляете педагогов без работы!”. Но с
фактами не поспоришь: оказывается, наоборот, при
сокращении времени пребывания детей в школе в
два раза, результаты их умственного и
физического развития превосходят все, что было
известно о раннем развитии выдающихся людей и
даже гениев человечества. Конечно, в новом МИР -
образовании методы обучения должны быть более
адаптированы к детской психике и возрастным
особенностям, а освобождающееся время позволит
разукрупнить классы. Кроме того, новая система
образования позволит в сотни раз увеличить
занятость педагогов и воспитателей в сфере
“семейного образования”, которое становится
теперь доступным не только для среднего класса,
но и для малоимущих семей. Соответственно,
повышается потребность в предметах
дополнительного образования, так что учителя без
работы не останутся, скорее наоборот - найден
всех устраивающий выход решения проблемы
безработицы среди педагогов.
Факты свидетельствуют, что
“двенадцатилетка” увеличивает почти на
двадцать процентов затраты родителей и
государства, одновременно способствуя
дебилизации, наркотизации, заболеваемости
населения в несколько раз. Это немало, если
учесть, что, например, в США, в России и в других
странах суммарные затраты на образование
составляют около половины всего
государственного бюджета. Сторонников
“двенадцатилетки” как будто не касается тот
факт, что каждый рубль затрат на предлагаемую ими
реформу принесет в последующем более двадцати
рублей убытков, а также, что еще более страшно,
она ведет к необратимым деградационным
изменениям в личности “двенадцатиклассников”.
Последнее с неумолимостью следует из закона
НУВЭРС, сформулированного Б.П. Никитиным.
Напомним, что этот закон "Необратимого
Уменьшения Возможностей Эффективного Развития
Способностей" с возрастом ребенка был
выдвинут и подтвержден практикой российских
педагогов - новаторов еще в начале 70-х годов. В
результате запаздывания начала обучения в
дошкольном возрасте и затягивания сроков
получения образования, резко снижается общий
уровень образования, падают практически все
демографические показатели в стране, поскольку
социализация детей искусственно сдерживается,
не соответствует естественным срокам полового
созревания. Система “двенадцатилетнего
обучения”, по-видимому, войдет в историю как
самое страшное оружие по разрушению и
сдерживанию развития государств.
2. Нет проблемы одаренности - была проблема
правильного развития ребенка
Предложенная новая система просвещения и
образования на основе МИР сокращает расходы,
максимально учитывает психологию и возрастные
особенности ребенка, и осуществляется путем
использовании нескольких интегрированных игр,
охватывающих около тридцати предметов и
несколько творческих профессий. Она включает
рекомендации по развитию ребенка для всех
возрастов, от 0 до 18 лет. Результаты получены
российскими педагогами новаторами еще в 60-е годы,
а в 1989 году в России впервые в мире были
реализованы новые методы игрового обучения
детей чтению, математике, музыке и др. начиная с
рождения, в процессе развивающего ухода за
ребенком. Основные концепции и документы
опубликованы в нескольких книгах, журнальных
статьях, методики защищены авторскими
свидетельствами. Итоги проверки системы МИР
самими родителями оказались феноменальными:
дети с удовольствием начинают читать к возрасту
полутора - двух лет, к пяти осваивают программу
начальной школы, и так далее. Затраты времени и
средств оказались в десятки раз ниже, чем,
например, программы дошкольного развития Г.
Домана и другие. Но самое важное, по мнению
родителей и психологов - резко возрос общий
уровень развития и одаренности таких детей.
Сегодня в России считают: “Не было проблемы
одаренности, была проблема правильного развития
детей!”.
3. Высшее образование - до восемнадцати лет?
Наконец - то сбывается мечта всех
родителей: успеть всесторонне подготовить своих
детей к совершеннолетию, к самостоятельной
жизни. Проведенные экономистами расчеты весьма
впечатляют: новая система образования потребует
в три раза меньше времени и средств на освоение
существующей школьной и высшей образовательных
программ, так называемых “образовательных
стандартов”.
Каковы же результаты многолетних
испытаний? Прошло уже около тридцати лет с тех
пор, как педагоги - новаторы в России сократили в
своих классах сроки обучения математике в три
раза, а по геометрии и стереометрии - в пять раз
при отличном усвоении (В.Ф. Шаталов). Тем не менее,
десятки положительных отчетов о проверках
Министерства просвещения так и не стали
достоянием широкой общественности. Еще более
впечатляют успехи в дошкольном образовании: по
методике Б.П. Никитина дети семи лет поступают в
четвертый класс, а “первоклассники”,
развивавшиеся по системе МИР П.В. Тюленева могут
начинать заниматься сразу по программе пятого
или седьмого класса обычной школы. Прочность
усвоения знаний по методикам новаторов через
двадцать лет оказалось намного выше, чем после
обычных методов обучения. Поэтому, в 1998 году,
рассмотрев по предложению П.В. Тюленева
предлагаемые новые образовательные стандарты,
Академия педагогов - новаторов сделала вывод о
возможности и готовности перехода к реализации
проекта всеобщего бесплатного высшего
образования к 18 - 20 лет. Согласие немедленно
приступить к работе было получено от всемирно
известных педагогов В.Ф. Шаталова, Б.П. Никитина (
-ум. в январе 1999 г.), Н.А. Зайцева, и соответствующие
предложения были направлены в законодательные и
исполнительные органы власти, а в октябре 1998 года
были одобрены в правительстве России. Однако
новое руководство Минобразования возобновило
попытки продолжать губительные для страны
реформы, направленные на удорожание образования.
Можно понять усилия чиновников обеспечить
зарплатой учителей, но нельзя простить
многолетнее отсутствие какой - либо работы по
повышению качества и научного уровня
оказываемых населению услуг. Огромные затраты на
педагогическую науку привели в итоге к
отрицательному результату, к снижению, если так
можно выразиться, производительности труда. Нет
никакого сомнения в том, что в конце концов,
здравый смысл победит и работающая пока еще сама
на себя система образования в России вновь
превратится в просветительскую систему.
Очевидно, что начатая работа по реализации
системы МИР имеет международный характер:
образовательные комплексы во всех странах нужно
приводить в соответствие с современными
достижениями науки и опыта, если конечно, эти
государства намерены развиваться и выжить в
следующем веке. Все вышесказанное позволит,
наконец, реализовать на практике
декларированное в принятой 44-й сессией
Генеральной Ассамблеи ООН “Конвенции о правах
ребенка”, право детей на “развитие личности,
талантов и умственных и физических способностей
ребенка в их самом полном объеме”(Ст. 29, п. 1, а).
Поэтому очевидно, что информация об открытии
непосредственно касается всех и является
приоритетной. Важно, чтобы она была доведена до
каждого родителя, явилась предметом
всестороннего обсуждения и стала частью
общечеловеческой культуры.
Информация об этих результатах и
бесплатные ресурсы по новой системе образования
доступны в Internet, например: http://larisa.h1.ru
.
Чтобы оценить социальную значимость новой
системы образования, достаточно отметить, что
сделан фундаментальный прорыв, пожалуй, в самой
консервативной области человеческой
деятельности. Хорошо известно, что и раньше
многие эксперты отмечали катастрофическое
отставание традиционных систем образования от
современных достижений психологии и других наук.
Так, крупные ученые оценивали сроки отставания
педагогики от других областей науки в 250, и даже 300
лет. Прогрессу в педагогике мешала высокая
трудоемкость предлагаемых новых педагогических
систем, делающая высокоинтеллектуальное
воспитание детей делом немногих избранных,
обеспеченных семей, а также естественный
конфликт интересов больших социальных групп.
4. Родители всех стран - объединяйтесь для
освобождения талантов своих детей!
Поразительно, но факт: система образования
является единственной областью, где
производитель услуг сам себе определяет
качество. Не общество родителей, а педагоги сами
для себя придумывают так называемые программы и
стандарты. Они же принимают экзамены. Начиная с 17
- го века педагогическое сообщество не допускает
даже разговоров о росте производительности и
качестве своего труда.
Особенно препятствовали внедрению
инноваций и развитию образования представители
затратного крыла учителей, своеобразного
“луддизма” или “чартизма”, движения против
прогресса во имя занятости в педагогике. Многие
десятилетия контролируя выделяемые бюджетные
средства, отстаивая права педагогов,
руководители образования оказались объективно
заинтересованными в сдерживании прогресса, в
снижении эффективности обучения. Естественно,
что финансировались лишь разработки,
направленные на обоснование увеличения затрат,
на введение в заблуждение финансирующих органов.
Кроме этого, до сих пор во многих странах
образованием руководят “педагоги -
селекционеры”, искренне убежденные, что
талантов и гениев в стране не должно быть много.
Фактически, заложниками традиционных,
затратных, а теперь и сверхзатратных
(двенадцатилетки или К12) методов обучения с
давних времен стали все слои общества, а процесс
реформ в системах образования оказался
остановлен на столетия. Более того, вследствие
существующей многие годы монополии “затратных
методов” школы фактически превращены в
своеобразные фабрики подавления способностей и
талантов детей, то есть, стали
антидемократическими структурами, где в
наибольшей степени нарушаются права человека на
максимально возможное развитие способностей.
Между тем, попытки тех, кто стремится
узаконить скрытую массовую эксплуатацию детей в
своих интересах, продолжаются. Однако, родители
объединившись, способны защитить права детей.
Например, в США был дан решительный отпор в 1994
году поправке к закону об образовании, которая
фактически отменяла право родителей на семейное
образование вне школы - таких семей там более
полутора миллионов.
В России приняты наиболее демократичные
законы, согласно которым родители имеют право
давать образование, в том числе, ускоренными
темпами в любой форме, и дети могут сдавать
экзамены в форме экстерната. Кроме того, согласно
приказа Минобразования РФ от 27.06.94 г. N 225, родители
могут приглашать педагогов, получать бесплатно
учебную литературу, а так же компенсацию за то,
что дают ребенку образование в домашних
условиях, в объеме средств, выделяемых
государством. Этим же приказом установлено, что
индивидуальная педагогическая деятельность, так
же как в США, не лицензируется, и действуют единые
для всех форм обучения образовательные
стандарты. Возможность получения образования в
форме экстерната в России по системе МИР имеют и
граждане других государств, поскольку
методическая база не зависит от конкретного
содержания программ.
Открытия педагогов - новаторов в сочетании
с прогрессивным законодательством, по мнению
политиков и общественных деятелей, очевидно,
позволяют говорить, что наступает новый период,
эра Человека Развитого (Homo Advanced). С внедрением
системы МИР открываются огромные возможности и
перспективы. Необходимы существенные
корректировки в законодательстве. Особенно это
относится к развивающимся стран "третьего
мира", к которым относятся около ста
государств, членов ООН. Эти государства не
выдерживали бремени высокой стоимости
предлагаемых им ранее образовательных услуг.
Преодоление монополии сторонников
затратных методов в образовании - самая
актуальная задача всех прогрессивных
общественных сил в последнем году уходящего
века.
5. Самое замечательное гуманитарное
открытие века?
Удивительные факты наблюдаются и в истории
педагогики, специалисты которой упорно не
замечают тот факт, что традиционная система
образования до сих пор не реализовала даже
многие существенные рекомендации Я. Коменского
(требования к уровню подготовки детей 6-ти лет,
“обучающие пьесы” в школе, и другие),
опубликованные им в “Великой Дидактике” еще в
1657 году!
Если оценивать прогнозируемые
последствия, нет сомнений в том, что система МИР,
высвобождающая способности и таланты детей,
станет одним из главных событий уходящего
тысячелетия. Она завершает полувековую,
бескорыстную и нелегкую борьбу прогрессивных
педагогов, психологов и врачей России, США,
Японии и других стран с антинаучными подходами к
построению государственных систем образования,
станет одним из главных событий уходящего века. В
социальной и интеллектуальной сфере это
сравнимо, возможно, с освобождением энергии
атомного ядра в физике, изобретением печатного
станка или компьютеров в области информационных
услуг.
Как считают молодые педагоги,
освобождающееся время позволяет уделить больше
внимания физическому развитию, укреплению
здоровья детей, дает возможность освоить навыки
творчества, художественных и музыкальных
профессий, компьютерных технологий,
предпринимательства и других, на которые раньше
не хватало времени. Таким образом, становится
реальностью бесплатное высшее образование для
всех желающих. Как ожидается, при правильном
соотношении подготовки творческих кадров, с
одной стороны, и специалистов
предпринимательского профиля, с другой, система
МИР приведет к повышению деловой активности и
культурного и жизненного уровня населения, к
снижению безработицы и непроизводственных
затрат. Соответствующие программы вошли в проект
реформы систем образования, которым
заинтересовались представители ряда стран.
Конечно, для обучения педагогов с различных
континентов организуются семинары и курсы,
однако необходимо создавать региональные центры
для консультаций родителей и переподготовки
работников образования.
6. Что делать родителям для развития детей
талантливыми и одаренными?
Мы осознаем, что в условиях, когда повсюду
преобладает стремление увеличивать затраты и
доходы, концепции и антизатратных реформ
выглядят донкихотством, бесприбыльным занятием.
Однако, в данном случае речь идет о ликвидации
антигуманного явления: фактической и
беспощадной эксплуатации детей в интересах
сторонников безудержного удорожания
образовательных услуг. Повсеместное
распространение существующих антинаучных
методов дошкольного и школьного образования
ослабляет здоровье детей, программирует
колоссальные интеллектуальные, творческие
потери общества, огромные затраты родителей,
налогоплательщиков. Мы привыкли слышать, что
средств выделяемых на образование недостаточно,
но мало кто может назвать суммарную цифру:
например, в 1987 году в США она составляла более 46
процентов от всего бюджета! Мы, разумеется, тоже
за увеличение вложений в социальную сферу, но
против оплаты вреда, наносимого детям, будущим
гражданам устаревшими образовательными
технологиями.
В условиях, когда во всех странах за
истекшие полвека на антизатратные методы не было
выделено ни цента ассигнований, мы надеемся на
Ваше понимание, родительскую ответственность за
будущее детей и Вашу информационную поддержку.
В связи с разработкой новой, более
эффективной концепции образования для ЮНЕСКО, с
целью создания новой инфраструктуры и
международных законопроектов новой системы
образования, предлагаю довести до Ваших
читателей изложенные результаты прогрессивных
педагогов, помочь вашим читателям принять
участие в широком, демократическом обсуждении
проблем и решений, которые будут оказывать
непосредственное влияние на будущее детей,
экономики, политики и экологии их будущей среды
обитания и развития.
С целью более эффективного планирования
работ по внедрению новой системы образования в
различных регионах, я прошу помочь нам получить
отзывы и предложения от тех родителей и
педагогов, кто знает, развивает и обучает детей,
внуков по рекомендациям системы МИР "Читать, -
раньше, чем ходить" и другим, по которым в
прошлые годы выходили книги, телевизионные
передачи. Важно выявить степень
подготовленности населения к переходу на новое
образовательное мышление, поскольку оно
предполагает проведение определенной серьезную
просветительской работы среди родителей.
Кроме того, мы будем очень благодарны за
отзывы и предложения от тех, кто пользуется в
воспитании своих детей рекомендациями и
методиками Б.П. Никитина, Н.А. Зайцева, В.Ф.
Шаталова (Россия), Г. Домана (США), С. Лупан
(Франция), М. Монтессори (Италия), К. Витте
(Германия), Ш. Сузуки, М. Ибука (Япония), поскольку
эти разработки помогают родителям освоить
систему МИР.
Я прошу оставлять предложения и ответы на
узле: http://rebenok.h1.ru или электронной почте:
aor@oss.ru или, по вопросам дошкольного
образования в новостях(телеконференции) журнала
“Няня”, http://www.nanya.ru/ . Отзывы необходимы для
выполнения работ, для подготовки решений многих
существующих проблем и организации
просветительской работы.
Независимо от Вашей позиции по
рассмотренным вопросам, если Вы будете
заинтересованы в получении информации
относительно дальнейших событий, Вы можете
подписаться для приема наших пресс - релизов
ежемесячно по электронной почте, знакомиться с
материалами специальных телеконференций в пресс
- центре нашего сайта.
Искренне Ваш, с пожеланием успехов, Павел
Тюленев,
президент Ассоциации педагогов -
новаторов, лектор и консультант, автор книг: "
Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?
" (1995), "Читать - раньше, чем ходить" (1996),
серии книг "Каждой семье - одаренных детей"
(1998), "Как развивать предпринимательские
таланты?” и других. Адрес e-mail:
aor@oss.ru
. WEB: