| | Раннее развитие ребенка и
образование
1.
Некоторые
сведения для родителей о ситуации на рынке образовательных услуг
А.
Две конкурирующие группы педагогов в
образовании: консерваторы и новаторы.
Образование наших детей - область,
требования и правила игры в которой пока
что придумывают
и сами же их выполняют педагоги.
Это, наверное,
единственная область, где покупатели услуг, то есть мы с вами,
родители не имеют права голоса. Правда,
оговоримся - следует также вспомнить и о
здравоохранении, где пациенты остаются
тоже бесправными, во всяком случае, "пока что" и в России.
В самом лагере продавцов
образовательных услуг, то есть, в сообществе педагогов имеются
диаметрально противоположные течения. Одни педагоги стремятся увеличить
затраты, другие, наоборот, стремятся их уменьшить.
Таким образом, педагоги делятся
на прогрессивных, повышающих эффективность
педагогических методов и традиционных, или
регрессивных, отрицающими возможность прогресс, понятие эффективности в педагогике
как науке и в образовании как прикладной отрасли.
Рассмотрим более подробно эти два антагонистических
класса в сообществе педагогов.
Традиционные
или "консервативные" педагоги
с давних времен удерживают власть в
системах образования многих стран. Со времен Я. Коменского они отказались
перейти на новые, прогрессивные методы. "Набивая себе цену", они стремятся
усложнить преподавание и
выбить побольше средств и одновременно взять на
себя поменьше обязательств. Именно для этой целью создаются педагогические
академии, которые не имеют ничего общего с настоящими науками о человеке.
Эти, "традиционные педагоги" стараются
внушить нам, что методы педагогики существенно
не изменились с 17-го века, "так как природа
человека неизменна", и упорно применяя свои
устаревшие несколько столетий назад, "традиционные" методы
обучения и "дидактики" пытаются
доказать (этими своими методами), что происходит "дебилизация"
населения, что детей нужно обучать по программе
средней школы в течение 12 лет, с возраста от 7 до
19-ти лет.
Технологические революции
17-го века так и не затронули наиболее реакционную
и отсталую область "педагогику", никакие
научные, новые методические открытия не проникли в нее со времен Я.А.
Коменского, хотя он впервые призвал
к этому.
С тех пор, почти всё "традиционное" педагогическое
сообщество стремится внушить обществу: "век
живи - век учись". С целью безраздельного
контроля над обществом они сохраняют
"двойку", как главный аргумент и средство
подавления личности ребенка и гражданина. Не
счесть фактов, когда учителя сплошь и рядом
сознательно не объясняют важные разделы уроков,
и дети в массовом порядке получают двойки,
травмируя психику на всю жизнь.
Большинство людей так и не
избавляется от суеверного страха, внушенного
учителями - мучителями в школьные годы. Поэтому
граждане до сих пор безропотно отдают
традиционным педагогам, которые захватили наши
школы, своих детей, зная заранее, что почти 80 - 90
детишек из ста закончат школу больными,
только 3 - 4 ребенка окажутся, по их милости
отличниками ... Большинство же детей,
окончат школу с комплексами.
Они, с такой радостью и надеждами поступивших
десять лет назад в школу, закончат ее со скрытыми
обидами, во многом подавленные не всегда
справедливыми оценками, с аттестатами
неспособности ко многим вещам, не получив за
десять - одиннадцать лет упорной учебы никакой
специальности, чтобы пополнить ряды безработных
или снова начинать ... учится. Нужно ли вам это? Но
при этом ваши дети - выпускники и вы вместе с ними
должны будут радостно изображать чувство
глубокой признательности учителям.
Прогрессивные
педагоги наоборот, считают,
что
педагогика развивается так же стремительно, как
и другие науки. Эти педагоги, беспокоя спящее
царство "консервативной педагогики"
доказали, что почти все дети обладают изначально
способностями, которые можно считать
гениальными. Исключение составляют только дети с
особыми, относительно редкими глубинными
органическими нарушениями.
И в России, и в других
странах эта часть честно мыслящего
педагогического сообщества выступает, например,
за переход к новым, игровым методам обучения,
позволяющим полностью раскрыть
интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Новаторская педагогика считает, что двойка - это
оценка, полученная не учеником, а педагогом,
профессионалом, не справившимся со своими
обязанностями...
Но будьте всегда готовы к
тому, что большинство педагогов являются
регрессивными - "традиционными", они будут
убеждать вас не заниматься с малышом, что это
вредно и т.д. и т.п.
Феномен этого
корпоративного обмана населения России еще ждет
своих исследователей. Будьте снисходительны, но
тверды по отношению к ним: часть из них действует,
действительно, по святому "неведению",
поскольку так их учат во многих педагогических вузах.
Б.
Лучшие мировые достижения в научной
педагогике принадлежат отечественным
прогрессивным педагогам, и потому доступны
каждому родителю в России.
Родителям следует иметь в виду: все
наиболее важные результаты, можно сказать,
рекорды раннего развития установлены в России.
С
этими результатами, а также с методами может
познакомиться каждый - они на много лет опередили
американских, японских и других зарубежных
авторов. В этом
родители сами убедятся, пообщавшись с теми, кто
уже многое применил на практике.
Поэтому начинать имеет смысл с
лучшего, с российских методов раннего развития и
воспитания, тем более, что они даются в сравнении
с другими методиками.
Так что при ближайшем
рассмотрении, нерационально тратить время на
освоение многих устаревших программ, например,
Г. Домана
и некоторых других авторов.
Например, лидер американской педагогики Глен
Доман (США) исходит из того, что ребенок только к шести - семи годам способен
усвоить, что такое буква "А". Более подробно взгляды Домана
анализируются, приводятся, цитируются на странице
"Замечания и
предупреждения по использованию программ Глена
Домана"
Другой пропагандируемый сейчас, через 100 лет,
лидер зарубежной педагогики, Мария Монтессори считает, что ребенок до 3-х
лет не поддаётся никакому педагогическому воздействию, тогда как в России дети к
этому возрасту проходят программу трех классов. Что еще можно ожидать от этих
устаревших рекомендаций по сравнению с российскими методиками? Множество других
несуразностей и ошибок м рассматриваем в рекомендуемых родителям материалах РК
МИР-2. Товар этот импортный, надо
сказать, местами весьма устарел по
сравнению с некоторыми методиками, имеющимися в
России. Но, к сожалению, об этом многие родители не
знают.
Примечание. Методики Монтессори (100 лет) и Домана (50
лет). Это примерно то
же, что, наверное, и "окорочка Буша", которые, по некоторым
данным были заготовлены на случай войны едва ли не в то же время - в сороковых
- пятидесятых годах. Покупая эти "окорочка"
россияне не только подорвали отечественное,
натуральное и качественное птицеводство,
получили аллергию и диатезы в масштабах
национального бедствия. Об аналогичных
последствиях для раннего развития у нас в
стране можно поговорить
с теми, кто уже пытался заниматься по этим
программам.
С другой стороны, можно
всячески поддерживать энтузиазм и правильные
выводы школы Г. Домана по необходимости раннего развития. Нужно
подчеркнуть высокое моральное значение этих
работ для всех родителей, а также оригинальность,
особый научный стиль "врачебного подхода" к
педагогическим проблемам. В этом смысле
книги Г. Домана представляют уникальное
явление, и дают огромную фору трудам всем
нашим "известным центрам дошкольного
образования", стиль изложения и
мировоззрение которых явно остаются до сих
пор на "донаучном",
спекулятивном этапе развития педагогики.
Для окончательного избавления от трудов
этих архаических центров и бесплодных
рекомендаций программ типа "Истоки", "Радуга"
и др. книги Г. Домана как нельзя подходят.
В. Почти сто
лет прошло с того времени, как стали известны
методы М. Монтессори. Те педагоги, которые делают
ставку на эти устаревшие методы, напоминают
машинистов, выкатывающих из запасных депо старые
паровозы.
Одновременно эти педагоги, увы - не смотрят в
будущее: так или иначе, пересаживая родителей на "паровоз", они подрывают
экономику российского воспитания и образования: хотите ли Вы этого для своих
детей? Однако, методы М. Монтессори - лишний повод еще раз напомнить педагогам о
необходимости особого подхода к ребенку. Можно даже сказать, что М. Монтессори
впервые в мире реализовала именно научный подход к ребенку, на уровне тех
знаний, которые ей были доступны. Поэтому ее подход неизмеримо выше, чем
умозрительные построения наших отечественных традиционных педагогов -
дошкольников.
Г. Жизнь
наказывает тех родителей, которые нарушают
божественные заповеди.
Любая поддержка работы по созданию
"родительской педагогики"
возвращается вам в семью сторицей - только
благодаря этой поддержке продолжаются
работы по системе МИР. Известно, что
вот уже несколько столетий "традиционные
педагоги" подавляют и преследуют все
новое, что создается в прогрессивной
педагогике. Все новое и эффективное
возникает только в результате обратной
связи, получении вопросов, предложений и
пожеланий от родителей.
И наоборот, без
родительской поддержки невозможно
своевременно найти решения проблем и
подготовить материалы.
Познакомьтесь с
материалом: "Что нужно знать
родителям о раннем развитии, воспитании и
образовании детей?"
2. Предупреждения по
использованию методов раннего развития
С чем, с какими трудностями
и неожиданностями встретятся родители,
желающие развивать способности ребенка?
Итак, будем считать, что у
вас в семье главные внутренние проблемы
решены, родители - единомышленники готовы
сделать все, чтобы их ребенок получил наилучшие
условия для развития. И тут перед ними возникают
совсем другие проблемы, вызванные
несовершенством многих распространенных
рекомендаций. Вы должны быть предупреждены, что
часто у многих родителей через несколько
месяцев, а то и недель, опускаются руки, и прежде
всего по следующим причинам:
а) потому, что не хватает ни
времени для занятий, ни средств ...
б) сложность методик и
рекомендаций
г) некоторые досадные
ошибки, которые стали очевидными вследствие
новых научных данных физиологии и
экспериментальной психологии
Немало проблем для
оптимального развития и образования ребенка
создают устаревшие, содержащие очевидные ошибки,
методики и программы известных педагогов, врачей
и воспитателей. Часто именно это приводит к
высокой трудоемкости многих методик. С такими
проблемами разобраться легче всего, потому что
накоплен как положительный, так и отрицательный
опыт многих родителей. Чтобы вы не повторяли
чужих ошибок, не экспериментировали зря со своим
ребенком, я буду постепенно рассказывать здесь и
о том, что можно делать, что делать не стоит, и о
том, что делать категорически нельзя.
Но главное - вам необходимо познакомиться с
суммой наиболее выдающихся открытий в педагогике и психологии раннего развития, без
которых и думать нечего о методах раннего
развития. Просмотрев раздел "Новаторы"
(Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, Б.
Никитин, В. Шаталов, Г. Доман, М. Ибука, Н. Зайцев,
Ю. Азаров, и др. ) возвращайтесь сюда,
чтобы предостеречься от возможных ошибок.
Содержание
материалов, поставляемых официальным
пользователям системы МИР
1. Замечания и
предупреждения по использованию программ Г.
Домана
Таблица различий между системой МИР и методами
Г. Домана
Требования к занятиям
Требования к размеру и количеству карточек
Нужно ли предъявлять карточки с точками и
сколько?
Нужно ли применять карточки со словами и сколько?
Нужно ли обучать раннему ползанию и когда?
Нужно ли приучать к раннему хождению и когда?
Нужны ли "программы энциклопедических
знаний"?
2. Особенности
использования технологий Н.А. Зайцева
Достоинства и недостатки методики обучения по
кубикам
Достоинства и недостатки применения таблиц для
обучения математике
Достоинства и недостатки обучения русскому
языку по таблицам
3. Использование "Никитинской педагогики"
Основные составные части Никитинской педагогики
4. Программы последователей М. Монтессори
| |
|